Найти тему

Пассажирам на пользу: обследование, капремонт и контроль

Оглавление

Александр Гуречкин работает в Петербургском метрополитене почти 15 лет. Когда-то он был инженером, обследующим тоннели и вестибюли, а сейчас руководит отделом капитального ремонта и реконструкции. Совещания, выезды на объекты, встречи с подрядчиками, организация и контроль выполнения капитального ремонта объектов метрополитена – для него это не рутина, а любимая работа.

Александр Гуречкин, начальник отдела капитального ремонта и реконструкции в Службе тоннельных сооружений. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
Александр Гуречкин, начальник отдела капитального ремонта и реконструкции в Службе тоннельных сооружений. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена

– Александр, расскажите, пожалуйста, кем Вы работаете в Петербургском метрополитене?

– Сейчас я работаю начальником отдела капитального ремонта и реконструкции в Службе тоннельных сооружений.

– А как давно Вы работаете в этой Службе?

– Моя трудовая деятельность в метрополитене началась 21 апреля 2005 года. После окончания института я сразу устроился в Службу тоннельных сооружений. Правда, сначала работал инженером в тоннельно-обследовательской испытательной дистанции, сокращённо – ТОИС.

– Что входило тогда в Ваши обязанности?

– Мы с коллегами обследовали здания и сооружения Петербургского метрополитена, составляли отчёты с заключениями о техническом состоянии объектов.

– В основном это ночные обследования тоннелей?

– Не только. Наша группа обследовала самые разные здания и сооружения. От подземных тоннелей до санатория в Зеленогорске. Наземные объекты, в том числе те, которые располагаются на территории электродепо, можно осмотреть и днём, а большую часть подземных объектов – только в ночное время. Поступает заявка на обследование вестибюля станции или вентиляционной шахты, инженеры готовят необходимые инструменты, выезжают на объект, проводят визуальный и инструментальный осмотр.

Ремонт центрального склада в электродепо «Московское». Фото из личного архива Александра Гуречкина
Ремонт центрального склада в электродепо «Московское». Фото из личного архива Александра Гуречкина

Нужно определить, например, прочность бетона, ширину раскрытия трещин, выявить причину появления дефектов и многое другое. Затем составляется заключение о состоянии объекта и, соответственно, рекомендации по приведению его в исправное состояние. На основании наших рекомендаций уже планируются дальнейшие ремонтные работы.

– И как долго Вы работали инженером в дистанции?

– До 2007 года, потом я начал работать в отделе капитального ремонта и реконструкции в должности старшего инспектора по качеству и приёмке строительно-монтажных работ. Затем стал заместителем начальника отдела, а с 2012 года работаю в нынешней должности.

2007 год. Фото из личного архива Александра Гуречкина
2007 год. Фото из личного архива Александра Гуречкина

– Были ли у Вас наставники?

– Наставниками я могу назвать всех моих более опытных коллег и руководителей. Они подсказывали на тот момент молодому и неопытному инженеру нюансы работы, делились знаниями. Это очень помогало быстрее интегрироваться в рабочий процесс, улучшать качество своей работы.

– У Вас «профильное образование»?

– Да, я окончил Горный институт по специальности «Шахтное и подземное строительство».

«Метрополитен – это стабильная, надёжная организация, которая позволяет с уверенностью смотреть в завтрашний день и планировать будущее».

– Александр, а почему Вы выбрали именно метрополитен?

– Я всегда хотел работать по специальности, применять на практике полученные знания. В метрополитене есть и шахты, и подземное сооружения. А занимается этим направлением как раз Служба тоннельных сооружений. Мы все эти объекты эксплуатируем, мы их и ремонтируем. Кроме того, метрополитен – это стабильная, надёжная организация, которая позволяет с уверенностью смотреть в завтрашний день и планировать будущее.

Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена

– А Вы учились в Технической школе метрополитена?

– Да. Техническую школу проходят все сотрудники. Но я учился не только там, в процессе работы я повышал свою квалификацию и получал дополнительные знания в разных учебных заведениях Петербурга. В том числе и потому, что этого требует законодательство.

– Выходит, в вашей Службе есть плановое обучение кадров?

– Конечно. Метрополитен организует не только разовое обучение в Технической школе, но и различные семинары, стажировки, конференции по профильным темам, в том числе в других городах.

– Включая международное сотрудничество?

– Да. Вот в прошлом году мы с коллегой ездили в Гамбург, изучали мировой опыт устройства полимерных полов. Конечно, мероприятия на международном уровне проводятся не каждый год, но постоянное профессиональное развитие сотрудников в метрополитене поддерживается.

«Понимаете, метро – это огромный организм, это не только станции и тоннели. Это и целые комплексы зданий электродепо, вентиляционные шахты, сооружения гражданской обороны».

Ремонт колонн вестибюля станции «Кировский завод». Фото из личного архива Александра Гуречкина
Ремонт колонн вестибюля станции «Кировский завод». Фото из личного архива Александра Гуречкина

– Скажите, Александр, какие задачи стоят перед Службой тоннельных сооружений в целом и перед вашим отделом в частности?

– Служба отвечает за устойчивое и безопасное функционирование закреплённых за ней объектов. Понимаете, метро – это огромный организм, это не только станции и тоннели. Это и целые комплексы зданий электродепо, вентиляционные шахты, сооружения гражданской обороны. Есть и кафе, санаторий, базы отдыха и детский оздоровительный лагерь. И все эти сооружения необходимо содержать и ремонтировать. Но все они принадлежат разным службам. Например, такие объекты, как кафе и санаторий, находятся в ведении Службы социальных объектов. Если возникает необходимость ремонта какого-либо объекта, Служба-«владелец» обращается к нам.

Ещё Служба тоннельных сооружений отвечает за внедрение новых материалов и технологий, за обеспечение безопасной перевозки пассажиров.

А основная задача отдела – организация и выполнение капитального, текущего ремонта и работа по плану капитальных вложений, проводимых подрядным способом. Разработка проектной документации, подготовка документации для проведения закупок, организация и ведение технического надзора за проведением работ.

Ремонт фасада здания Управления метрополитена. Фото из личного архива Александра Гуречкина
Ремонт фасада здания Управления метрополитена. Фото из личного архива Александра Гуречкина
Ремонт фасада здания Управления метрополитена. Фото из личного архива Александра Гуречкина
Ремонт фасада здания Управления метрополитена. Фото из личного архива Александра Гуречкина

– Как устроена Служба тоннельных сооружений – сколько сотрудников, подразделений?

– Общая численность Службы – более 700 человек. Состоит Служба из аппарата, в который входит наш отдел, производственно-технического отдела, архитектурного отдела, отдела планирования и учёта. Также есть четыре линейные дистанции. Есть дистанция ремонта, которая выполняет работы силами метрополитена, маркшейдерско-геодезическая, контрольно-измерительная дистанции и ТОИС – тоннельно-обследовательская испытательная дистанция, где я раньше работал.

– То есть своими силами метрополитен тоже ремонтирует объекты?

– Конечно. В нашей Службе этим занимается Дистанция ремонта сооружений, но ремонтные участки есть и в других службах. Например, Служба электроснабжения очень часто многие работы выполняет самостоятельно.

– В каких случаях метрополитен решает, что на ремонтные работы нужен подрядчик?

– В том случае, если мы понимаем, что не можем выполнить такие работы самостоятельно в силу ограниченности своих ресурсов, времени, сложности работ, экономической целесообразности.

«Любой желающий может зайти на сайт, посмотреть, на какую сумму договор заключён, что делается, как договор исполняется или исполнен».

– Подрядчики привлекаются на тендерной основе?

– Да, мы готовим документы, а Служба организации закупок проводит необходимые процедуры, после мы заключаем договоры. Все закупки находятся в открытом доступе, договоры размещены в единой информационной системе. Любой желающий может зайти на сайт, посмотреть, на какую сумму договор заключён, что делается, как договор исполняется или исполнен. Вся информация открыта.

Сайт ЕИС в сфере закупок, zakupki.gov.ru
Сайт ЕИС в сфере закупок, zakupki.gov.ru

– «Академическую» ваш отдел ремонтировал?

– Нет. Сейчас глобальные работы, связанные с закрытием станций, ремонтом наклонных ходов и так далее, проходят через Службу инфраструктурных программ. Но при непосредственном нашем участии: мы осуществляли на «Академической» постоянный технадзор. То есть мы, как «владельцы» объекта, всё равно тоже отвечаем за его ремонт. У нашего отдела был схожий опыт. Мы ремонтировали «Петроградскую» – наклонный ход, вестибюль, а ещё «Площадь Александра Невского–1» и другие станции.

– Александр, какие задачи решаете непосредственно Вы как начальник отдела?

– Как любой управленец, я организовываю и контролирую своевременное и качественное выполнение своими сотрудниками их обязанностей. Стараюсь повышать эффективность работы отдела.

«Планёрка» отдела капитального ремонта и реконструкции. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
«Планёрка» отдела капитального ремонта и реконструкции. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
«Планёрка» отдела капитального ремонта и реконструкции. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
«Планёрка» отдела капитального ремонта и реконструкции. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена

– Опишите, пожалуйста, Ваш типичный рабочий день.

– Каждый день не похож на предыдущий. С утра я обычно провожу у себя «планёрку», на которой знакомлю сотрудников с новыми распорядительными документами, узнаю о текущем состоянии дел, мы обсуждаем рабочие вопросы. По понедельникам, средам и пятницам участвую в общем селекторном совещании по метрополитену. По вторникам в Управлении проходят совещания у заместителя начальника метрополитена, курирующего нашу Службу. И, будучи в Управлении, я обычно решаю рабочие вопросы в подразделениях и Службах.

После «селектора» работаю с почтой – её в течение дня приходит довольно много. Принимаю отчёты подчинённых, ставлю перед ними новые задачи. Регулярно проводятся как плановые, так и внеплановые совещания по конкретным работам в Службе или и на объектах.

На селекторном совещании. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
На селекторном совещании. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
На селекторном совещании. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
На селекторном совещании. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена

– Часто бываете на объектах?

– Довольно часто. Ведь некоторые встречи целесообразнее проводить прямо на объекте. Говорить уже предметно. Но бывает, что могу приехать с внеплановой проверкой работы подрядчиков и своих инспекторов.

– Что Вам больше по душе – день в офисе или выезды на объекты?

– Ну, такое редко бывает, чтобы я провёл весь день в офисе. Либо на объект нужно ехать, или куда-то на совещание, в городскую инстанцию. Работа офисно-разъездная, что мне и нравится – не засиживаешься.

Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена

«Периодичность проведения капитальных ремонтов указана в соответствующем положении. Оно было разработано ещё в СССР, но по-прежнему не утратило актуальности».

– Как нам рассказывали в предыдущем интервью, когда эскалатор пробежит 150 000 км, его по плану ставят на капитальный ремонт. Есть аналогичные показатели для ремонта сооружений метрополитена?

– Существует примерная периодичность проведения капитальных ремонтов как зданий и сооружений в целом, так и их элементов. Эта периодичность указана в соответствующем положении. Оно было разработано ещё в СССР, но по-прежнему не утратило актуальности.

– Можете, пожалуйста, на конкретном примере разобрать?

– Возьмём здания с железобетонным каркасом, которые эксплуатируются в нормальных условиях. Периодичность капитальных ремонтов таких зданий составляет примерно 20 лет. Для железобетонных фундаментов – 50–60 лет. На практике выполнение ремонтов осуществляется исходя из их технического состояния по результатам осмотров и обследований.

Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена

– А от чего зависят сроки выполнения капитального ремонта или реконструкции?

– В первую очередь от объёма выполняемых работ, условий производства – многие работы могут проводиться только ночью. Ещё от компетентности исполнителя работ, качества проектной документации.

«Или вот был случай: неадекватный человек въехал на автомобиле в пешеходный переход станции «Московская» и повредил ступени спуска».

– Случаются экстренные ремонты зданий?

– Да, случаются. Из недавнего: маршрутка врезалась в ограждение электродепо «Московское» и повредила его. Или вот был случай: неадекватный человек въехал на автомобиле в пешеходный переход станции «Московская» и повредил ступени спуска.

– Александр, вспомните, пожалуйста, ключевые объекты метрополитена, которые были отремонтированы в 2018 году.

– Из значимых объектов за 2018 год можно выделить третью железнодорожную платформу станции «Девяткино». Ещё из интересного – в переходе между «Владимирской» и «Достоевской» заменили облицовку и гидроизоляцию. Выполнили ряд ремонтов на подземных объектах в непассажирских зонах, в тоннелях.

«Это крупные работы, пассажирам их будет не «видно», но они значимы для эксплуатации тоннелей и обеспечения безопасности перевозок».

– Какие объекты входят в Программу ремонтов Петербургского метрополитена на 2019 год?

– В этом году мы должны закончить ремонт вентшахты № 523, это большой объект.

Ремонт вентшахты № 523 на завершающем этапе, май 2018 года. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
Ремонт вентшахты № 523 на завершающем этапе, май 2018 года. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
Вентшахта № 523 до ремонта. Фото из личного архива Александра Гуречкина
Вентшахта № 523 до ремонта. Фото из личного архива Александра Гуречкина
Вентшахта № 523 в процессе ремонта. Фото из личного архива Александра Гуречкина
Вентшахта № 523 в процессе ремонта. Фото из личного архива Александра Гуречкина
Ремонт вентшахты № 523 на завершающем этапе, май 2018 года. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
Ремонт вентшахты № 523 на завершающем этапе, май 2018 года. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
Ремонт вентшахты № 523 на завершающем этапе, май 2018 года. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена
Ремонт вентшахты № 523 на завершающем этапе, май 2018 года. Источник: Пресс-служба Петербургского метрополитена

Должны начать ремонт «Невского проспекта–1» и прилегающего к станции подземного перехода в створе Думской улицы. В планах на этот год ремонт путевых стен «Обухово» и «Новочерскасская».

Также хотим начать ремонт перегонных тоннелей от «Автово» до «Проспекта Ветеранов» и от «Московской» до «Звёздной». Это крупные работы, пассажирам их будет не «видно», но они значимы для эксплуатации тоннелей и обеспечения безопасности перевозок. Для исключения протечек, которые, так или иначе, регулярно появляются в метрополитене.

«Протечки всё равно возникают в процессе эксплуатации станции, и наша задача – их вовремя обнаружить и устранить».

– Протечки, наверное, самая большая головная боль?

– Это точно. Ведь на состояние объектов влияют и геологические факторы, то, в каких условиях находится выработка. Подземные сооружения Петербургского метрополитена расположены в кембрийских глинах, они более стабильны и залегают глубоко, что позволяет минимизировать протечки. Однако протечки всё равно возникают в процессе эксплуатации станции, и наша задача – их вовремя обнаружить и устранить.

Фото из личного архива Александра Гуречкина
Фото из личного архива Александра Гуречкина

ОБ УНИКАЛЬНОСТИ И БУДУЩЕМ ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕТРО

– Когда Вы бываете в метрополитенах других городов, что бросается в глаза?

– Количество станций. В Петербурге 69 станций метро, а где-то их больше 200 и даже 300! Ещё бросается в глаза автоматизация процессов, полное отсутствие обслуживающего персонала: ни кассиров, ни контролёров, ни будок, ни сотрудников транспортной безопасности. Даже подойти не к кому. Например, в Милане работает новая линия без машинистов. Садишься в первый вагон, едешь по тоннелю, а перед тобой окно и всё видно – интересно же!

«В таких геологических условиях, как у нас, построить метро, я считаю, – подвиг».

– Чем, на Ваш взгляд, уникален Петербургский метрополитен?

– Прежде всего, глубиной залегания станций. Наш метрополитен – один из самых глубоких в мире. В таких геологических условиях, как у нас, построить метро, я считаю, – подвиг. И, конечно, наши станции одни из самых красивых в мире.

– Из всех 69 станций Петербургского метрополитена какую можете назвать любимой?

– Так сложилось, что «Автово». Мои «родные» районы – Кировский и Красносельский, так что чаще всего ей пользуюсь. Она такая красивая, как её не любить?

Ремонт потолка на станции «Автово». Фото из личного архива Александра Гуречкина
Ремонт потолка на станции «Автово». Фото из личного архива Александра Гуречкина
Ремонт потолка на станции «Автово». Фото из личного архива Александра Гуречкина
Ремонт потолка на станции «Автово». Фото из личного архива Александра Гуречкина

– Ваш выбор – подземные дворцы.

– Не только. Архитектурно мне очень нравится станция «Обводный канал», оформленная в индустриальном стиле с красивыми фотопанно и арками. Всему своё время, раньше строили подземные дворцы, пришло время современных практичных решений.

– Не повторяться, а удивлять пассажиров!

– Именно.

«Метро создано для пассажиров и должно развиваться».

– Александр, давайте немного помечтаем. Каким будет Петербургский метрополитен через 10 лет?

– Мне бы хотелось, чтобы метрополитен прирос теми станциями, которые включены в отраслевую схему развития до 2032 года. Метро создано для пассажиров и должно развиваться.

А моя работа, думаю, мало изменится. Наш отдел так же будет заботиться о сооружениях Петербургского метрополитена, чтобы станции радовали пассажиров!

Друзья, при копировании материалов из интервью указывайте, пожалуйста, ссылку на источник: @spbmetropolitan – Клуб друзей Петербургского метро «Метро. Повседневности». Спасибо!

-23

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: интервью с машинистом, главным ревизором, мастером эскалаторной службы и дежурным по станции.