Найти тему
Vlad Nesynov

Архив художника Владислава Несынова. Статья " Кто ещё не успел побывать в Лувре?". Автор журналист газеты "Честное слово" 2002.

Я не буду оригинальной, если скажу, что мечтаю побывать в Париже, побродить по залам Лувра, увидеть собственными глазами знаменитую "Джоконду". Но мои мечты иллюзорны, поэтому я с радостью воспользовалась случаем и попросила художника Влада Несынова рассказать о музеях Парижа.

Марина Несынова перед входом в Лувр, Париж
Марина Несынова перед входом в Лувр, Париж

- Посещение Лувра - устремление всей жизни - началось с того, что в него невозможно было попасть. Бастовали работники, возмущённые тем, что им прибавили полтора часа рабочей недели. Причина взрыва недовольства, по нашим российским меркам, пустячная, мы бы и не поняли, что в подобной обстановке надо возмущаться. Полгода назад музейщикам сократили рабочую неделю на три часа, оставив зарплату прежней. Потом в Министерстве культуры посчитали такие перемены нецелесообразными и вернули полтора часа работы.

Лувр внутри стеклянной пирамиды
Лувр внутри стеклянной пирамиды

" А где надбавка к зарплате?" - спросили музейщики и , не дождавшись ответа, закрыли музеи. Вот и вся суть конфликта, требования отставки министра культуры. В знаменитой стеклянной пирамиде - вход в Лувр - висели лозунги, призывающие к солидарности с культурой, но простые люди, не попавшие в музей, писали другие плакаты, в которых высказывали своё мнение о французах, их лени и нежелании работать. Искусство принадлежит всему Миру, говорилось в них, а не отдельной группе людей. Когда мы дождались окончания забастовки, Лувр для посещения открывался бесплатно, но в то же время 50 процентов отделов были закрыты. Получалось, что люди всего Мира ничего не стоят, по мнению французских работников музеев, они могут приехать ещё, если захотят, главное - зарплата. От такого проявления демократии остался неприятный, раздражающий осадок.

Владислав Несынов " Египетский отдел в Лувре", полно тайны.
Владислав Несынов " Египетский отдел в Лувре", полно тайны.

  • И от Лувра тоже?

- Нет, это великий музей. Как и положено по истории искусств, я начал осмотр с Древнего Египта, Месопотамии, Греции, Рима. Потом знакомство с французским искусством, которое предстало в оригинале совсем в другом виде.

Владислав Несынов в отделе Лувра "Искусство династии Ахеменидов"
Владислав Несынов в отделе Лувра "Искусство династии Ахеменидов"

Нас учили, что Франция - это сладкое искусство: много "ню", изящной изогнутости обнажённых тел. Художники выполняли утилитарную задачу украшения дворцов и богатых домов. И они успешно справлялись с ней, демонстрируя в своих работах классическое образование. Такие произведения, как " Мальчик, вытаскивающий занозу", "Мальчик с черепахой" Карпо, у нас в России высмеивались, считалось, что художник, обслуживающий знать, не может быть хорошим художником. На новом витке истории и Россия занимает сегодня подобную позицию, в Москве например, многие мастера угождают вкусам богатых,и, к сожалению, часто безграмотных людей. В работы вкладывается профессионализм ремесла, появляются красивые вещи. А как жить?

Марина Несынов в отделе Лувра "Искусство династии Ахеменидов"
Марина Несынов в отделе Лувра "Искусство династии Ахеменидов"

  • Вам удалось разгадать тайну "Джоконды", в чём секрет её знаменитой улыбки?

- Леонардо да Винчи удивительно умный и тонкий художник - это прочитывается во всех его работах, от них исходит тёплый золотистый благородный цвет. Загадочное сияние картин отличает его от всех других художников, оно исходит и от "Джоконды". Но я не думаю, что по художественным качествам она сильно отличается от того, что делал Леонардо вообще.

-6

Да, у "Джоконды" на портрете нет бровей, и в традициях символики это символ женского бесплодия. Она скорее оно, божественное, попытка изобразить улыбающуюся душу художника. В конечном итоге, это шедевр мировой живописи, подписанный Леонардо. Придуманного и рассказанного о "Джоконде" столько, что Лувр, поддавшись рекламному соблазну, при входе сразу устанавливает табличку и указатели, которые ведут к этой картине. Все и идут по этим стрелкам, пропуская много интересных работ того же Леонардо да Винчи. Особенно те, у кого мало времени на посещение музея, они буквально бегут по коридорам. Стыдно за человечество! Подбегают, смотрят, восхищаются, фотографируются - и назад к выходу. Знакомство с Лувром на этом и заканчивается. Кажется, всем известно, что о художнике надо судить не по одной работе, желательно посмотреть хотя бы пять ( у Леонардо в Лувре их восемь), тогда можно понять и ценность "Джоконды".

  • А как выглядит изобразительное искусство противоречивого 20 века, какое производит впечатление?

- В 20 веке всё по другому, но это уже не Лувр - это Орсе, музей обустроенный по великолепному проекту в здании бывшего железнодорожного вокзала. Здесь собраны импрессионисты и постимпрессионисты. Интересное ощущение: в Орсе я ходил и отдыхал, смотрел на картины и не уставал любоваться их красотой. В Лувре приходилось больше работать, рисовать. В нём собраны малоизвестные вещи дохристианского периода, о которых у нас в России писалось очень мало. Для меня они представляли особый профессиональный интерес.

  • А как выглядят в оригинале знаменитые Пикассо и Дали?
В музее Пабло Пикассо, Париж.
В музее Пабло Пикассо, Париж.

- В Париже у обоих художников отдельные музеи: у Сальвадора Дали - на Монмартре, у Пабло Пикассо - в центре, в районе Марэ. Музей Пикассо по размерам больше, собранная коллекция тоже больше. Смотреть интересно, в музее представлены ученические работы художника, его лавирование между Испанией и Францией. Но если честно я разочаровался в Пикассо из - за его бесконечного метания из стороны в сторону. Показалась причиной такой неровности коммерция. Он был безусловно профессиональным, великим, в любом направлении достигал вершин, но я согласен с мнением некоторых парижан, что Пикассо сломал в конце концов искусство.

В музее Сальвадора Дали, Париж
В музее Сальвадора Дали, Париж

Дали совсем иной художник. Я увидел работы, которые в России мы почти не знаем: скульптуры, бронзовое литьё. Великолепная графика, иллюстрации к "Дон Кихоту", к "Алисе в стране чудес". Сальвадор Дали предстаёт совсем в другом виде - не человеком, который говорил смерти "да", находил в ней красоту и естественность и утверждал, что он всегда будет рисовать смерть, прославлять саму суть смерти как очищение. Однажды он положил на чёрный рояль трёх гниющих ослов, предварительно полив их силикатным клеем, чтобы побольше слизи капало. Эту картину отсняли на плёнку и демонстрировали её в кинотеатре. Публика разбила окна, многих тошнило... Глядя на работы Дали в музее, понимаешь его великий гуманизм. Несмотря на его эпатажность, художник любил жизнь, в его работах прочитывается романтический подтекст. Сегодня он не кажется ни сюрреалистом, ни хулиганом, он классик, и все его работы можно назвать шедеврами мирового искусства. Понять всё это можно, только когда видишь Дали в объёме трёхсот работ.

Владислав Несынов у фонтана Игоря Стравинского, Париж.
Владислав Несынов у фонтана Игоря Стравинского, Париж.

Я с супругой гулял по Парижу и мы завидовали парижанам: в любой момент они могут зайти в свои музеи и посмотреть великие работы великих художников.

  • А я , в свою очередь, завидовала Владу Несынову и была рада за него, потому что ему удалось в оригинале посмотреть всё лучшее, самое важное, что было сделано в изобразительном искусстве мастерами Мира, работавшими до нашей и в нашей эре.