Возможно, некоторые из вас слышали от коллег: “Ему не дано” или “Этот ребенок не сможет выучить язык. Он необучаем”. Каждый ребенок особенный! Хотя бы для своих родителей:) У каждого ребенка разные черты характера, хобби, увлечения, интересы, и врожденные способности к изучению языков могут отличаться. В этой статье мы посмотрим на разные теории по усвоению иностранного языка, а также поговорим о возможности компенсации недостатка способностей.
Существует несколько теорий по поводу усвоения языка детьми. Многие исследователи считают, что это единственная способность, которая отделяет нас от всех других млекопитающих (Хомски, 2006; Кристал, 1997; Хокет, 1960). Нативисты такие как Хомский (1959) считают, что язык имеет врожденную основу, и поэтому мы осваиваем его так быстро и с раннего возраста, в то время как бихевиористы считают, мы овладеваем языком, как любым другим поведением (Скиннер, 1957). Существует еще одна теория - социальная прагматическая теория, утверждающая, что дети создают конструкции языков, которые развиваются с течением времени (Томаселло, 2003).
Что такое способности к усвоению иностранного языка?
Доктор Джон Б. Кэрролл, который создал тест на современные языковые способности (Modern Language Aptitude Test (MLAT), определил языковые способности как просто умение или сноровку в изучении иностранных языков. Цель теста на определение способностей - предсказать, «насколько хорошо, по сравнению с другими людьми, человек может выучить иностранный язык за заданный промежуток времени и при данных условиях». Другими словами, языковая способность в значительной степени определяет, насколько быстро и легко человек будет изучать язык в рамках языкового курса или программы языковой подготовки. Как и в случае с другими видами способностей, такими как словесные и музыкальные, языковые считаются относительно стабильными на протяжении всей жизни человека.
Важно помнить, что при достаточном времени и достаточно хорошем обучении практически любой человек может выучить второй язык, но люди различаются по уровню и легкости, с которой они могут учиться.
Четыре компонента способности к языку, согласно Кэрроллу:
- способность к фонетическому кодированию - способность воспринимать и запоминать различные звуки, связанные с символами;
- грамматическое восприятие - способность распознавать функцию лексического элемента в предложении;
- способность к обучению - способность изучать и сохранять ассоциации между словами на новом языке и родном;
- индуктивная способность к обучению - способность выводить или стимулировать правила, регулирующие структуру языка.
Доктор Пол Пимслер из Университета штата Огайо также исследовал тему языковых способностей, что привело к разработке Шкалы языковых способностей Пимслера. Исследования Пимлера привели его к выявлению двух основных факторов языковой способности в дополнение к мотивации и учебным привычкам:
- вербальная способность - умение справляться с механикой изучения иностранного языка;
- слуховая способность - способность слышать, распознавать и воспроизводить звуки на иностранном языке.
Врожденные языковые способности могут быть неизменными, тем не менее, учителя могут компенсировать нехватку умений учеников. Спланируйте уроки с учетом индивидуальных особенностей детей: их интересов, способов восприятия информации, когнитивных характеристик и даже уровня развития самостоятельности.
Интересы
В начале работы с новой группой детей мы видим, насколько они разные: кто-то любит рисовать, кто-то прыгать, кто-то обожает танцевать, и даже есть дети, которым нравится читать с раннего возраста. Поэтому на занятиях необходимо менять вид деятельности каждые 5-7 минут урока: не только для того, чтобы поддерживать концентрацию внимания, но и для того, чтобы урок соответствовал интересам как можно большего количества детей. Рисуйте, пишите, вырезайте, пойте, танцуйте - дети в младшей школе как правило очень быстро идут на контакт и открыты к новым видам деятельности.
Способы восприятия информации
Существуют разные типы восприятия: кто-то воспринимает лучше на слух (аудиалы), кому-то нужно обязательно видеть информацию, чтобы запомнить (визуалы), кто-то лучше поймет цифровую информацию (дискреты), а кому-то нужно разыграть сценку, или потрогать предмет, или повторить действия за учителем, чтобы запомнить что-то новое (кинестетики). Для того чтобы большее число детей запомнили информацию, необходимо задействовать как можно больше каналов восприятия: повторить за преподавателем движение (TPR - Total Physical Response), прослушать, увидеть картинку, пощупать, изобразить, и т.п.
Помните, что в классе должна быть дружелюбная атмосфера, которая способствует эффективному усвоению информации. И конечно же, никаких предубеждений об отсутствии способностей у учеников!
Наталия Мушкарева