Найти тему
Творческий АКТ

"Мастер и Маргарита", доказательства Канта

Все мы прекрасно помним диалог Воланда и Берлиоза на Патриарших прудах, но мало кто знает доказательства Канта, которыми Михаил Александрович оперирует в споре с дьяволом. В данном посте публикуем все шесть доказательств Канта. Именно они вызвали такое недоумение у властелина чёрной магии и отправили Михаила Александровича Берлиоза под колёса трамвая.

1) Ранние христиане не обладали научным складом ума; они жили в духовной атмосфере, в которой различия между возмож­ным и невозможным вообще нельзя было провести; каждый че­ловек в те времена верил в чудеса; вот почему так естественно было тогда, что их фантазия придумала чудеса, подобные чуду воскресения, чудеса, столь лестные для их собственной церкви и покрывающие такой славой ее основателя.

2) Если из Нового завета выбросить все чудесное, все, от­меченное той же самой печатью сверхъестественного, то что же тогда останется? Если следовать этому критическому подходу, то первые христиане включили в Новый завет чудеса потому, что были не научно мыслящими, а доверчивыми людьми с богатым воображением. Однако это обстоятельство ставило под сомнение не только их свидетельство о чудесах, но и все их рассказы во­обще. Почему тогда мы должны верить, что Иисус Христос вообще когда-либо жил?

3) Воскресение Христа, это чудо. А чудо — нарушение законов природы. Законы природы открываются нау­кой, поэтому весь престиж и авторитет науки поставлен на карту и зависит от доказательства того, что воскресения не было.

4) Воскресение не могло произойти, ибо люди, верив­шие в него, имели бы достаточные основания верить в него даже в том случае, если бы его никогда не было.

5) Из всего Нового завета, можно сделать только один вполне достоверный вывод, что люди, написавшие его, когда-то жили и были сектой евреев со странными верованиями. Совокупность обстоятельств подняла постепенно эту секту до религиозного владычества над всем римским миром.

6) Радикальный исторический скептицизм вырос не из самого применения крити­ческих методов, но из сочетания этих методов с некритически и бессознательно воспринятыми постулатами позитивизма.