Пока мы не начали, предлагаю разобрать аспект целевой аудитории этого обзора или же рецензии, называйте как хотите. Начнем мы не с самого лучшей черты или же аспекта, этот обзор, не тех заядлых фанатов серии игр Fallout, а если вы уже купили игру, провели в ней десятки, а то и сотни часов, а может и все тысячи, сформировали своё отношение, собственную точку зрения насчет этой игры - то тогда вряд ли откроет вам чего-то нового, того, чего вы еще не видели. Этот обзор или рецензия, написана для тех людей, кто еще думает брать ли эту часть игры, тратить ли деньги на её покупку. Для тех, кто не может понять проблему диссонанса между оценками которые выставили критики и оценками которые выставили люди, которые уже купили игру.
Но, если вы фанат третьей части и верите в четвертую, то я специально для вас ставлю оценку 10 из 10 этой части Fallout. Вообще, я не понимаю смысл в оценках, да не простых оценках, а вот например оценках религиозному учению: никто же ведь будь в здравом уме(в смысле нормальным) выставлять оценки или давать баллы Библии или же Корану, указывая просто удачные моменты и те, которые не надо было писать, от которых надо было воздержатся. И продолжаем наш обзор на данную часть Fallout.
Fallout 4 начинает как одна из самых шедевральных и лучших игр во всем мире. Некоторое время ты проводишь в редакторе персонажей, ты можешь провести в нем два-три часа, увлекаясь и делая своего Харрисона Форда который будет играть роль Индианы Джонса в опасном Содружестве, и находить скелеты в обнимку с Nuka-Cola в холодильниках. Ну или же мы можем попробовать создать Энн Хэтэуэй, и исследовать Содружество в поисках новой работы, завести себе стажёра, об этом чуть позже, и в конце стать принцессой Женовии легендой Содружества. Но давайте вернемся чуть назад, вот мы создали своего героя, пришли на кухню, выпили горяченького кофе и тут бац, ядерная война, все, мы все умрем, это конец, думал бы ваш герой, будь он реальным. От своей жены/супруга мы слышим как они кричат «все будет хорошо!», где-то далеко взрывы, летаю какие-то вертолетные самолеты, вы под крики своей второй половинки бежите в убежище, благо, оно в метрах 300-500 от вашего дома, вот уж совпадение, да и записали вас в этом убежище всего пару минут назад. Но, если судить это все стоя на точке зрения со стороны драматургии, то конечно, первый двадцать минут игры - лучшие во всей игре. Разработчики бросают вас из одной плохой ситуации в другую, которая еще хуже прошлой, и это все те самые двадцать минут. Вот вы в убежище, вроде бы все хорошо, все спаслись, мир да любовь вокруг. Проходит буквально 4 минуты, и вот, у вас отнимают вашего ребенка, убивают вашу вторую половинку и говорят что вы «запасной план». За эти двадцать минут разработчики готовят вас к огромному путешествию по Содружеству. И вот, перед вами открылась дверца криокамеры, везде искры, много красных лампочек и голосовых сообщений об ошибке криокамер. Вы тут же бросаетесь к крикамере своей половинки, но увы, она мертва, но зато можно облутать и снять кольцо. Но суть не в лутании трупа, суть в том что вы задаёте вопрос "КАКОГО ХРЕНА?" и с этим вопросом вы пытаетесь выбраться из убежища. Вот, вы подошли к этой двери, которая некогда спасла вас, стоп, это же даже не дверь, это лифт, что-то новенькое. Вы едите на нём на поверхность, и вот, перед вами новый дивный мир, который изменился за 200 лет, да, прошло уже 200 лет. Но здесь, в этом новом и дивном мире тебя не ждут.
И вот, ты уже на поверхности, вокруг куча ржавых машин и скелетов некогда ваших друзей и соседей. Вы бредете тихонько к своему старому жилищу, там где когда-то были ваши лучшие моменты жизни. Вот вы возле дома, и тут вас встречает Косворт, да, этот самый робот который сделал вам кофе. Он скажет вам что вы опоздали на 200 лет на ужин, поинтересуется вашим ребенком и вашей второй половинкой. И еще он предложит вам помощь, а после скажет идти в какой-то ближайший городок. По пути вы встречаете пса, вашего верного напарника. После пса у вас будет еще десятки героев(некоторые даже смогут стать напарниками), но знаете, ощущение одиночества все так и не покидает вас до самого финала. Но все довольно просто, вы стали свободным человеком, знаете как в песни поют "Я свободееееен, словно птица в небесах", тут примерно тоже самое. Вам никто не придет на помощь, никто не подскажет и не поможет, теперь вы сами за себя в этом суровом мире. Разработчики Fallout 4 относятся к вам, т.е к игроку без всякого трепета, игра не будет вам ничего объяснять. Не будет указаний в стиле: какие задания надо делать в самом начале? А где нужна силовая броня и как так быстро не тратить заряд батареи. А все эти одинаковые стволы, это так надо или же лучше их переделать в что нибудь изящное и крутое? Или же: где же взять бетон для построек? Как создать караван? Как ограбить караван? В интернете тысячи, нет, наверно уже миллионы таких вопросов, благо игра вышла почти два года назад, но я не уверен что именно два, и ответы на некоторые вопросы можно найти уже в интернете. Но все же, некоторые аспекты придется изучать самому.
И знаете, появляется такое чувство, что вы изгой, типо рак-отшельник, на которого всем все равно, всем плевать на вас. И это круто, ну почти курто: современные разработчики как-то не очень доверяют игроку, они предпочитают вести его за ручку от одной точки к другой, от одного задания к другому. А вот авторы Fallout 4 почти смогли разрушить этот барьер, оставив только метки заданий на карте. Ты можешь идти туда, куда захочешь, туда куда глядят твои глаза, и глаза твоего персонажа, правда всего лишь в пределах карты, но это не важно. Ты лазаешь по заброшенным заводом когда-то оснащенным по последнему слову техники, бегаешь по болотам и везде находишь крышки. И тут внезапно ты услышал писк, писк и радиоволны по которой просят помощи в полицейском участке, и вот ты несешься к нему, попадая в самое пекло и тратя почти весь свой боезапас ты открываешь для себя новую цепочку заданий, довольно длинную цепочку заданий.
Но есть проблема, проблема в том, что не до конца понимаешь, зачем здесь вообще нужен этот открытый мир, эта свобода действий? Ведь мир Fallout 4 однообразен, сер и уныл. Один разрушенный дом сменяется другим, один заброшенный завод с рейдерами другим но уже с гулями - и этому нет конца. Есть несколько ярких точек, конечно это преимущественно города, и их окружают скучные, нудные и серые пейзажи апокалипсического мира. Конечно, есть атмосфера апокалипсиса, но зачистка одинаковых коридоров которые сменяются одинаковыми грязными комнатами, - а разве в этом есть какой либо интерес? Скорее это своеобразная особенность данного сеттинга. Мол, ребят, у нас тут апокалипсис, а вы требуете позитива, вам нужны радужные обои или диван из IKEA? Нет-нет, совсем не требуем, а тем более не требуем диван, просто у вас тут немного скучно. Слишком немного.
Нет, я конечно понимаю, нет, даже знаю почему разработчики сделали мир именно таким, и почему он так органично вписывается в рамки именно данной вселенной Fallout. Я не понимаю другого: как не фанат сериала может бесконечно восхищаться однотипными заданиями «приди — поболтай — зачисти территорию — вернись», которые изредка разбавляются по-настоящему крутыми схватками с огромными и очень злыми мутантами. Ало, ребят, у вас тут мир уже лет 200 скатывается в говно, у вас везде в Содружестве господствуют мутанты, причем огромные мутанты. А вы все время посылаете меня в какую-ту деревеньку, убить босса и в придачу пару его парней? Вы же можете штамповать этих монстров налево и направо, и отправлять их на меня, и вот, я уже не охотник, не наёмник и не король Содружества, я уже жертва, их цель, и мне надо выжить в вашем созданном мире. А вы меня в очередной раз посылаете на фабрику с заданием зачистить её, а ты уже побывал в двадцати, нет, в тридцати похожих фабриках. И ты это делаешь уже все на автомате.
Но... Но если бы только это. Игра с методичностью провинциалки из какого нибудь поселка под названием Дно приехавшей на «Давай поженимся» в поисках какого нибудь доходяги, которого в первую возможность она выкинет на улице и пропишет в квартире где нибудь в Чертаново. И постепенно вы превратились в человека без определенного места жительства. И вот вдруг, слева и справа набегают парни, мужики и ребята с криками о помощи, с просьбами стать их полковником или генералом, и возглавить их движение, движение минитменов. И тогда ты думаешь, задаешь такие вопросы как: Зачем? Почему? Как я мог на это согласиться?
По всей карте, по всему содружеству раскидано много, очень много поселений. И каждое из них нуждается в помощи великих минитменов. И как это работает? Да вот так: приходите вы к не ухоженной лачужке, встречаете там отвратительной внешности женщину или даже мужчину, или даже всех сразу и много. Которые сразу будут ныть вам в плечо с мольбами о помощи, в стиле: «Ой, мы бедные и несчастные, нас обижают, помоги нам, особенно сильно нас обижают рейдеры, они живут вон там, воруют у нас еду, помоги нам». Ну и само собой, ты как заколдованный идешь выполнять это задание. Вы выполняете, возвращаетесь и тут вдруг, а помоги-ка нам еще, мы типо поверили в вас, так что ты обязан защитить нас и наше поселение. И ты опять же как заколдованный ставишь турели и посты для повышения процента защиты зоны. Бегаешь и ищешь материалы, нагружаешь себя до предела и своего компаньона, телепортируешься на базу и зажав буковку M ты начинаешь это веселье, строишь и строишь, и так до тех пор пока пока твои жители не будут счастливы. Хотя, можно это и не делать, тогда какой из тебя минитмен и герой Содружества?
Но, за всем этим скрываются десятки довольно интересных персонажей, которые говорят о мире Fallout 4 так, что ты уже начинаешь в него верить. Это герои, почти так же как и ты, только в другом смысле. Они спасают Fallout. Хотя они местами и карикатурные, живут себе и живут, но пока ты случайно их не встретишь и не выслушаешь их историю. И само собой эти истории интересны основной сюжетной истории, хотя, так уже в серии Fallout заведено.
А еще в игре есть крутая силовая броня моментально превращающая тебя в супергероя, прокачав свою броню вы сможете еще и летать как супермен. И довольно таки крутая система прокачки, когда ты не выбираешь простые и банальные скиллы, но и нужные, нет, просто необходимые тебе скиллы для выживания. Иногда ты пользуешься помощью напарников, они отвлекают а ты добиваешь. А иногда ты просто идешь за накаченным чуваком в силовой броне и смотришь спокойно как он убивает противников, а ты собираешь частички опыта. И за это тебя никто не осудит: ну, не хочет человек лезть на рожон, чего в него пальцем тыкать — пусть собирает себе всякие консервные банки и сто двадцать пятый лазерный пистолет.
В этом и суть Fallout 4 - здесь, в этой игре ты можешь стать кем угодно. Трусом или героем. Или сидеть в уголке и создавать разные предметы, проводить время в огороде и путешествием по помойкам в поисках материалов, или быть в силовой броне и охотиться за монстрами. Выбирать вам. Другое дело, что игроку, избалованному за последние годы четкими указаниями что, когда и, главное, зачем делать, в этом мире скорее всего будет некомфортно. Fallout 4 — хорошая игра, но застрявшая где-то в районе 2008-2010 годов. И если вы не ярый фанат (спокойно, спокойно, я же вам написал — для вас своя оценка, 10/10!), то вы вряд ли поймете, зачем вам тратить на это время. И будете правы, что бы вам там ни пытались внушить критики, смотрящие на игру сквозь призму своей собственной влюбленности в сериал.
Моя оценка: 6.8 из 10 (крышек)
Roman «tElore» Kuleshov