Найти тему
Nikita Soloviev

Образовании об, замолвите слово

Мы учимся всю свою жизнь.

Это неоспоримое утверждение. Найдется хоть один кто готов его оспорить? Сомневаюсь.Пожалуй, только тяжело больные люди, не попадают в данную категорию. У которых прогрессирует болезнь, и они начинают деградировать.Маленькие дети учатся ходить, разговаривать, общаться с окружающим миром. Дети-подростки в школе учат историю, математику, русский и иностранный языки, чтобы иметь представление о том, как устроен мир, по каким принципам работают те или иные законы. Студенты учатся писать и пользоваться шпаргалками, чтобы преподаватели не заметили. Рядовой офисный планктон, или работяга с завода, которому ничего не нужно кроме кружечки пива после тяжелого (или не совсем) рабочего дня, которого пилит жена за отсутствие мотивации к развитию, каждый день чему-то, да учится. Хотя бы пониманию того, что пиво дорожает на условные 10% в год, а зарплата у него не увеличивается. Даже повидавшие жизнь пенсионеры, выходя на заслуженный отдых, начинают путешествовать, заниматься тем, чем хотели всю жизнь, но не могли из-за трудового дня. И они развиваются, гораздо быстрее чем раньше.

Здесь позволю себе маленькое отступление. Речь о пенсионерах, которые вышли на пенсию сейчас или в конце нулевых, которые в 90-е годы поняли, что ни на кого нельзя надеяться, только на себя. И да, они имеют пассивный доход, позволяющий им радоваться жизни на пенсии. Это не те пенсионеры, что всю жизнь прожили при советской власти и чувствуют себя в данный момент обманутыми (кинутыми). Возможно я и ошибаюсь, но в моем круге знакомых людей, в городе-миллионнике, именно так свою жизнь и обустраивают люди, глядя ежедневно трезвыми глазами на свою жизнь.Здесь присутствует некий диссонанс. Люди советской закалки сложно перестраивались в период «лихих 90-ых». Они отдали бóльшую часть жизни системе, которую необходимо было реформировать еще в 80-ых годах, например, как сделал Китай. Советские люди оказались не готовы плавать в открытом океане, пройдя лишь наполовину программу подготовки по плаванию на открытой воде.

Как оказалось, в этой системе, которая проклинала «лживый капиталистический запад» и где «товарищи равны друг перед другом», присутствует такой элемент как БЛАТ – прообраз текущей коррупции. Как минимум потому, что Блат существовал в гораздо приземленных масштабах, чем коррупция.

Большевики захватывали власть с лозунгами о том, что казнокрадство и мздоимство достигло немыслимых масштабов. Во времена И.В. Сталина, чудесным образом терялись некоторые доносы, которые направляли в НКВД; некоторые руководители строили себе дачи на 15-20 спален. Потом, при пустых полках в магазинах, можно было договориться с продавцом о приоритете покупки при завозе товаров. Наконец-таки учитель, вряд ли поставит двойку или сильно накажет ученика из-за того, что дружит с его родителями (Юрий Григорьевич, здравия желаю!). Да все что угодно: любой человек назовет с десяток примеров использования блата для получения каких-либо материальных или нематериальных выгод.  Где-то у нас это в подсознании, в отличие от, например, немцев. Которые могут сегодня ужинать у тебя в гостях, дружить семьями – а завтра пойдут и настучат за то, что ты якобы повысил голос на свою жену. Я не даю здесь никакой оценки, что хорошо, а что плохо. Я стараюсь непредвзято смотреть на те вещи, которые происходят вокруг. Каждый сам выбирает что для него приемлемо – замолчать, не сдать своих, либо пойти и рассказать все при первом же удобном случае.Наша страна за двадцать лет после девяностого года бесспорно пережила огромные потрясения. И это сказалось на всем, в том числе и на качестве образования. Почему раньше советское образование было лучшим в мире? Даже президент США об этом говорил во всеуслышание. 

Почему такое было возможно? Причин огромное количество. Но ключевая, я считаю – это отсутствие большого количества проблем в жизни рядового гражданина. Под этим я подразумеваю следующее.Первое - человек после института сразу направлялся на предприятие работать по распределению. Он понимал, что может получить беспроцентную ссуду на приобретение жилья, или, в зависимости от предприятия, где работал, встать в очередь на получение государственного жилья. В большинстве своем люди понимали, что они могут проработать на одном предприятии всю жизнь (прямо как в Японии). А процесс смены рабочего места являлся намного более сложным процессом, чем сейчас. Хотя бы из-за того, что государство также препятствовало этому действию. Еще одна оговорка - здесь речь идет о технических специальностях, разнорабочие требовались также всегда и везде. Те же самые ученые, которых считали лучшими в мире, понимали, что у них развязаны руки для творчества. Им не приходилось думать о том, чем накормить семью завтра, они всю жизнь занимались любимым делом – творили в науке. Отсюда и результаты. Многие думали, что образование в СССР бесплатное, что государство обеспечивает этим.

И мало кто догадывался за счет чего: предприятия точно также платили налоги за своих работников, со своего дохода. А чтобы не шокировать людей, это зачастую просто не афишировали. И создавалась иллюзия бесплатного. Количество проблем на душу населения было меньшим, чем сейчас, поэтому и эффективность, на мой взгляд, была выше. Пятилетки выполняли за три года, запускали человека в космос всего лишь после 15 лет опустошающей войны и так далее. Учишься на пятерки – прямой путь в науку, на четверки – пойдешь на производство, перебиваешься с тройки на четверку – будешь работать руками. И нет здесь ничего позорного, тебя - рабочий класс – восхваляют на плакатах, увековечивают в памяти что с помощью серпа и молота удалось привести страну в порядок.

Однако непременно стоит отметить, что в образование вкладывались гораздо более существенные суммы, по сравнению с нынешним временем. Например, в послевоенное время бюджет на образование составлял 13% бюджета СССР. При том, что половина страны была разрушена, а плюсом - огромная демографическая дыра. Далее в среднем уровень расходов на образование составлял 10%, вплоть до конца 80-х годов.  В ближайшие три года (2019-2021 годы) расходы на образование составят ...... 3.4% от всего бюджета РФ. Вот и наглядный пример приоритетов государства. К примеру, бюджет на благоустройство нашей столицы составляет почти половину расходов на образование в стране.

В наши дни стало совсем по-другому. Окончил вуз с красным дипломом, и ты никому не нужен. Можешь поставить его в рамку, сделать один раз скан и забыть на всю оставшуюся жизнь о существовании диплома. Потому что работодатели поняли, что нынешняя система образования не отвечает рыночным реалиям. За три полноценных рабочих дня можно полезного усвоить больше, чем за несколько лет учебы в институте. Так и подтверждается суждение о том, что троечники добиваются больших успехов в жизни, чем отличники. Ведь отличники зациклены на том, чтобы тщательно подготовиться к экзаменам, заучить кучу информации, которая во взрослой жизни будет далеко не всегда востребована. Они больше времени тратят на учебу, нежели чем на общение; не умеют справляться с форс-мажорными ситуациями, любое отступление от правил способно навести ступор на «ботанов». К ним более требовательны преподаватели, ведь постоянно необходимо поддерживать «марку». Одновременно могут и завысить оценку, за счет былых заслуг: человек ведь идет на красный диплом, нельзя ему портить статистику. Какой же у некоторых случается кризис, когда один преподаватель попадается принципиальным и «не пускает» на красный диплом или золотую медаль. Как же сильно переживают, ведь это огромная трагедия для них и для их родителей.Другое дело троечники. Они не верят в сказки советских родителей, что будешь хорошо учиться – найдешь хорошо оплачиваемую работу. Зачастую они уже начинают работать на втором-третьем курсе, параллельно учебе. Им обыкновенно некогда заниматься образованием в современной России по еще советской модели. Они направят свою энергию в другое русло, не поддавшись всеобщей пропаганде о пользе оценок и баллах ЕГЭ. И самый любимый мой момент, так как лично его прошел, троечники учатся находить подход к власть имущему, в данном случае к преподавателю: используют любой арсенал, чтобы получить желаемую тройку. Начиная от задушевных бесед, мольбах о снисхождении до материальных подарков или просьбам к вышестоящему руководству повлиять на решения своих подчиненных. Вот тут они вкушают запретный плод существующей системы в России. Можно сколько угодно много рассуждать на тему того, насколько это неправильно и порочно. Но таким образом в них зарождается предпринимательский дух: ты учишься играть по правилам, а потом, изучив досконально как все работает, подстраиваешь правила под себя, либо ищешь лазейки как обойти те или иные ограничения.  Какой смысл, к примеру, обучаться несколько лет в мед университете и в итоге зарабатывать меньше, чем школьник у прилавка Бургер Кингз? Для чего в университетах преподают анатомию стоматологам? Зачем им знать сколько мышц у человека и где расположен аппендикс, если они будут работать только с зубами? Для общего развития, отвечают нам преподаватели. Для общего развития родители оплачивают это время, вместо того чтобы отправить ребенка на практику или дать ему возможность самостоятельно заниматься обучением посредством интернета, двадцать первый век уже давно на дворе. Для общего развития, подбодрит себя студент мыслями о том, что он должен стать непременно врачом уже в третьем поколении. Это призвание их семьи. И кто же будет управлять самолетами, лечить, или в более широком смысле спасать людей завтра? Когда в глубинке врач получает расчетный лист на 8 тыс рублей за месяц работы.


При всех вышеперечисленных проблемах, в данный момент руки у каждого жителя нашей страны свободны. Голова способна смотреть по разным сторонам, а не только туда, куда направлена шея. Мы сами выбираем свой путь, инвестировать ли в свое или наших детей образование. Мы сами распоряжаемся своим временем, прозябаем на работе или стремимся достичь далекоидущих целей. В конце концов, мы достойны наших правителей. Это не правительство никчемное, это такого правительства мы достойны.

Некоторые западные страны уже внедряют советскую систему образования, где помимо преподавали учащимся знания законов развития природы, общества и мышления, обучали трудовыми навыками и умениями, но и формировали коммунистические взгляды и убеждения. Китай скоро обгонит по уровню ВВП Соединенные штаты Америки, при этом сохраняя коммунистический уклад общества в условиях рыночной экономики. А все потому, что самый изобретательный класс людей - это предприниматели. Именно жажда заработать денег движет ими в попытках создать что-то новое, либо улучшить уже имеющееся. Все гениальные изобретения человечества были открыты из-за способа решить человеческие боли: будь то открытие электричества, парового двигателя, полетов в воздухе и космосе и так далее. Так почему бы нам сейчас не учить детей в школах и институтах о том, что думать о себе, о деньгах это совсем не плохо? Думать о том, как стать богатым, не похожим на остальных. Нам всего лишь необходимо "подкрутить" в советской системе идеологическую надстройку и через 10-15 лет результаты будут поражать.


Пока еще не поздно.