В задании C5 по английскому языку в ЕГЭ вы выбираете картинку, полторы минуты думаете над ней и в пределах пары минут рассказываете об этой картинке, как будто это ваша фотография, и вы ее показываете другу.
Каждый первый сайт подготовки к ЕГЭ по английскому пестрит кучей советов и такой же кучей фразовых клише для ответа на задание 43. Все эти фразы прекрасные, но сути задания не решают. Чтобы использовать все эти клише нужен сюжет. Короче говоря, нужно понимать, о чем вообще нужно говорить. А тут нужны некоторые навыки фантазии и некоторое количество общей эрудиции. В целом, это очень неплохое задание и на нем можно очень хорошо заработать важных баллов, если набить руку на придумывание именно сюжета, а не только на использовании клише.
Серьезно, сколько я готовлю к ЕГЭ, столько раз у школьников возникают проблемы с С5 в плане, о чем тут вообще говорить. Мозги работать быстро не хотят, сюжет быстро не придумывается. А все дело в практике. Пойдем по порядку о том, как быть с 43 заданием. Клише здесь не рассматриваю, не в них пока дело.
Сначала давайте посмотрим на саами вопросы к заданию-картинке. На что в вашей двухминутной речи вам обязательно придется ответить и о чем рассказать? Вопросы для всех картинок одинаковы: почему вы выбрали это фото, когда и где она сделана, кто или что на ней изображено, что происходит и, наконец, почему эта фотка находится у вас в альбоме. Все эти вопросы очень хорошо укладываются в стандартный журналистский набор вопросов для любого события (если вы журналист и освещаете какую-то либо новость, вы всегда зададите эти вопросы и найдете ответы на них. В ЕГЭ точно также. У вас есть картинка и описывая ее вы точно должны ответить на эти вопросы):
Еще раз. Вам точно нужно будет ответить на эти вопросы (можно даже в задание после картинки не смотреть) По порядку:
1. Вопрос «что» — «что» — это то, что или кто изображен на картинке, которую вы выбрали. Опишите связно все, что вы видите, все, что происходит. Без этого никак. Что вы видите на картинке, должно быть в вашем ответе.
2. Вопрос «где» — расскажите, где была сделана эта фотка. Что а место, что там интересного?
3. «Когда» — естественно, раз вы рассказали, где вы эту фотку сделали то и сообщите когда.
4. Вопрос «почему» — в «почему» очень хорошо укладывается рассказ о том, почему вы сделали эту фотку, что в ней для вас такого важного, почему она у вас в альбоме, почему же вы ее показываете сейчас своему другу. Еще раз, это все именно ответы на вопрос «почему». Держите «почему» в уме.
Вот и все. Весь ответ касательно его структуры (не сюжета, до сюжета мы еще дойдем): что/кто на фотке в подробном рассказе, где, когда и при каких обстоятельствах (вот тут нужен сюжет, с которым обычно сложно и без которого на пару минут наговорить просто не выйдет) она была сделана, и почему вы ее храните и показываете. Все. Финита ля комедия.
А теперь про сюжет. Вы видите фотографию. Пусть на ней дождь и пара бредущих под дождем людей. Фотка как бы ваша. Надо говорить. Но о чем говорить? Дожди и дождь. Люди идут. Мокнут видимо. Холодно им. Зонта ни у кого нет. Наверно, идут домой. Наверно, это мои родители. Под дождь попали. Придут домой — обсохнут. Все так, но это плохой рассказ, сколько в него фразовых клише ни пихай.
Главный вопрос, как придумать именно хороший сюжет фотографии и рассказа? Давайте сначала посмотрим на темы картинок в задании 43. Уверяю вас, большая часть фото будет про путешествия (процентов на 80): люди на слоне, люди у Эйфелевой башни, в горах, на море, на лыжах, на сноуборде, просто фотка гор и так далее. Это все сюжет про путешествия. От него и надо плясать. Видите на фотке признак путешествия (слон, лыжи, горы…), сразу же начинайте думать о том, как вы куда-то с кем-то ездили. Куда ездили? Придумайте место, о котором вы хоть что-то знаете. С кем ездили? Чаще тут два варианта — или с родителями, или с друзьями. Что там было интересного и почему вам важна эта фотка? Тут тоже надо отталкиваться от того, что на фотке. Горы — легко можно насочинять историю о том, что в горах тогда вы были впервые, и вас так поразил их вид, что вы хотели бы вернуться. Видите слона, сразу думайте, где бывают слоны. Индия? Африка? Значит ваш рассказ должен быть про эти местности и опять же о том, как вы туда прекрасно съездили. Или не прекрасно — рассказ о каком-либо прошествии («как я упал со слона») отлично дополнил бы ваш ответ. Это будет очень хороший ответ: мы поехали с родителями в Индию прошлым летом, родители там уже бывали, но для меня все это было впервые, и самое яркое впечатление — это как меня посадили на слона (тут можно описать слона и как вам было здорово поначалу, а потом, как вы с него навернулись). А фотка для вас важна потому, что тогда ваша жизнь была под угрозой. Или тогда вы поняли, кем хотите стать в будущем (ветеринаром)).
Повторюсь. Сюжет обязательно нужен и скорее всего это будет сюжет о путешествии с семьей или друзьями, в котором с вами случилось что-то необычное, и именно поэтому вы храните фотку и показываете ее первому встречному. Да, ведь в этом задании вам предложат одну картинку из трех на выбор, и одна из них точно будет про путешествия.
Второй вариант — бытовой сюжет: люди за столом, кто-то женится, кто-то кого-то встречает, что-то празднует. Тут тоже стандартный журналистский набор вопросов: что (что на фотке, кто на фотке), где и когда, что происходит и почему (почему это важно). Если люди празднуют, расскажите, что празднуют. Если празднуют ваш день рождения, то что в этом дне было такого исключительного (просто день рождения мало, он должен быть особенным, не походим на многие другие, которые у вас уже были в жизни). Если на фотке свадьба — кто выходит замуж и при каких обстоятельствах (сестра, за брата моего друга. Он три года служил в морфлоте, она его ждала и вот наконец случилось). В рассказе про свадьбу должен быть сюжет, а не просто: «на фотке жених и невеста, все счастливы, а вокруг цветы». Добавьте событие. Да это потребует некоторой фантазии, думать надо быстро, но я уверен, что при некоторой практике любой школьник может придумать небольшую историю.
Теперь давайте смотреть конкретно. Я беру картинки и быстро-быстро придумываю к ним сюжет. Иначе говоря, о чем нужно говорить две минуты и на что, на какой стержень накручивать эти самые языковые клише.
Фотка номер один и три картинки на ней. Пойду по порядку:
Картинка один: так, тут два взрослых и ребенок, море или озеро, все счастливы. Вот она картинка о путешествии. Это ваша семья и ваша младшая сестра, а вы фотограф, вы впервые на море, вы счастливы, ваш отец военный и вам нельзя было ездить за границу и вот впервые вас выпустили. Вы поехали на Кипр и вам там так понравилось, что вы хотите вновь. Дело было в прошлом году и хоть обычно фотки вы не печатаете, но эту сделали в бумажном и храните в альбоме. Вот. Если вариант с военным отцом кажется слишком сложным, то можно пойти путем проще — до этого вы все время отдыхали в лагере недалеко от дома, а тут впервые поехали на каникулы с семьей и там столько всего приключилось…
Картинка 2: девушка на какой-то верхотуре в каком-то городе. Тоже путешествие, тоже все просто. Это ваша первая поездка за границу (вариант — первая поездка — он самый простой и самый легко придумываемый, тут всегда можно рассказать о том, как для вас все было ново — и небоскребы, и люди, и еда). На фото ваша мама, вы оба на небоскребе, на который было страшно подниматься. Расскажите о том, как там было страшно — ветер, все шатается, мелкие фигурки людей внизу. Другой вариант — это вы в своем родном городе, к вам приехала родственница и родители поручили вам провести ей экскурсию. Вы думали будет скучно, но родственница оказалась такой прекрасной, что время пролетело. И фотку вы храните именно поэтому.
Фотка 3: вот тут бытовое дело. Это ваш брат впервые в Макдоналдсе на своем дне рождения. Вообще ваши родители сильно против фастфуда, но тут-то вы вдвоем впервые уговорили отправиться их в Макдак. Однако после Макдака вам обоим стало плохо, и с тех пор вы в такие заведения не ходите. Еще раз повторюсь, мало сказать, что это ваш брат и вы впервые в Макдаке. Должен быть поворот сюжета, развитие, иначе на 2 минуты вы не наговорите. С бытовыми фотками сложнее, чем с путешествиями, если в путешествиях всегда можно рассказать о новых впечатлениях, то на бытовых фотографиях нужно придумать какое-то дополнительное драматическое событие, чтобы было о чем говорить. Повторюсь, все эти сюжеты я придумываю сейчас, навскидку, долго не думая, и хочу, чтобы вы делили то же самое. Идем дальше.
Тут три бытовые картинки. С ними все просто:
Первая: Ваша сестра решила начать бегать и утянула вас за ней. Зачем? Потому что она всегда была молодец, а у вас по физре всегда были двойки. Сначала вам бегать было тяжело, одышка, все такое, а потом вы втянулись и дело по физре пошло на лад. А фотка — как вы благодарны сестре за помощь.
Вторая: семья в кино. Обычно вы вместе в кино не ходите, родители заняты, да и вам не до этого, но тут удалось выбраться. Вы пошли смотреть такой-то фильм, и хотя зал был полупустой, но сам фильм был прекрасный, потому что (тут следует краткий пересказ фильма. Да, его надо будет быстро выбрать и описать). Фотку вы храните потому, что это редкий момент единения вашей семьи.
Три: самое простое, что напрашивается — вы с братом на кулинарном-мастер-классе. Там было здорово, вы готовили паэлью (рассказать, как готовить) и теперь сможете повторить ее дома. Вариант поинтересней — у вас в школе соединили уроки технологии у мальчиков и девочек, и вы все вместе готовили что-то там. Все пацаны думали будет скучно, но оказалось здорово и теперь мы можете приготовить глазунью с авокадо.
Картинка 1: у вас появился аквариум. Вы давно хотели, и вот он появился. Расскажите, как вы его выбирали, как заселяли туда рыб (понятно, вы не знаете, как это делается и какие рыбы есть. Но и учитель этого не знает, поэтому сочиняйте). Но возникли сложности. Вы забыли покормить рыб и они сдохли. Пришлось покупать новых и теперь таких оплошностей вы не допускаете.
Картинка 2: Это ваши сестры зимой, вообще зиму вы не любите в отличие от ваших сестер (посмотрите, как они счастливы) и вообще сразу после этой фотки вы сильно заболели и теперь стараетесь в снегу не купаться. А фотка — напоминание о том, что надо быть осторожным. Другой вариант — это ваши сестры перед тем, как они поступили в университет и уехали из дома. Вам было хорошо вместе, а теперь вы немного грустите, и фотка напоминает вам о хороших временах.
Картинка три: Ваша сестра наконец-то убралась в своей комнате и решила почитать книжку, которую вы ей порекомендовали. Расскажите, что это за книжка и что из себя представляет ваша сестра, и почему читать она не любит. Или наоборот любит. Почему фотка важна? Потому, что с тех пор ваша сестричка так увлеклась чтением, что стала филологом. Другой вариант — опять уборка и чтение сестрой книги на английском. Она знает английский прекрасно, и она — вам пример. Из-за нее вы учите английский и сейчас сдаете ЕГЭ по нему.
Картинка 1. Бытовая и ни о чем. Надо придумывать. Банально — у сестры день рождения. Необычно — у отца новая работа и вы решили сфоткаться. Что за работа? Еще вариант — ваша сестра пошла в первый класс и поэтому фотография. Вспомните ваш первый класс и как все стало иначе. Еще раз, на таких картинках только фантазия вас и спасет.
Картинка 2 — все просто. Путешествие, прыжок с парашютом. Все забоялись, а вы прыгнули. Или ваш отец прыгнул, потому что он вообще парашютист. Или вы были маленький, насмотрелись на море на парашюты и теперь тоже хотите, и вот недавно вы наконец-то прыгнули — мечта исполнилась. Фотка — напоминание о мечте и ее достижении.
Картинка 3. Ну Новый год же. Расскажите, кто на фотке и как у вас дома этот день отмечается. А фотка важна, потому что вашей сестре подарили…. (телефон? книгу? сертификат на кулинарные курсы?) Сестра об этом мечтал,а и вот свершилось. Фотка важна, потому что потом, из-за этого подарка она решила стать дизайнером? врачом? поваром?
Давайте разберем еще одну картинку.
Картинка 1. Зимние каникулы и снежный замок. Помню, как в прошлом году мы поехали в Финляндию и весь Новый год провели там. Мы строили замки, играли в снежки, катались на лыжах, на фотке — наша самая лучшая постройка — это был мастер-класс одного очень крутого дядьки. Почему храню — с тех пор я решил стать архитектором.
Картинка 2. Детский лагерь и мои сестры. Это был день Нептуна, все нарядились и помню, как в темноте меня схватили и бросили в холодную реку. Я очень испугался, разозлился, но оказалось, что это просто такой обряд, и никто не желал мне зла. Потом я смеялся. Фотку храню потому, что хорошее было время, а теперь вот надо мучаться и сдавать ЕГЭ.
Картинка 3. Путешествие по России. Приехали мы с семьей на Масленицу в Вологду, а там был фестиваль, жгли чучело , ели баранки, все такое. И помню, что поджигать чучело доверили мне. Это было здорово. На фото — моя мама в наряде и с баранками. Почему храню — это единственная фотка с того события, и она напоминает мне о хорошем времени.
Резюмирую. Все сюжеты очень стандартные, но им нужна изюминка, чтобы наговорить на 2 минуты. Тренируйтесь придумывать эту изюминку, иначе много балов за c5 не получить.
Продолжение следует.
Роман Зинзер
Курсы подготовки к ЕГЭ Зинзера и Смирновой