Идет самая страшная и кровопролитная война, какую знал наш народ. До юмора ли в эту трагическую пору? Как ни парадоксально - да! Комедии на тему Великой Отечественной начали снимать с начала войны. Уже в августе 41-го вышел "Боевой киносборник №3", в котором пользовалась успехом комедийная новелла о находчивом поваре Антоше Рыбкине.
Почему комедии оказались востребованы, несмотря на то, что военное время вроде не располагало к смеху? Причин две. Во-первых, люди остаются людьми (если они не фашисты) в самой трудной ситуации. Всем нужно отдыхать, расслабляться и получать заряд оптимизма - ведь даже на фронте воевали не 24 часа в сутки. Во-вторых, смех - это тоже оружие. Заставь зрителя хохотать над врагом, выставь его посрамленным, и страх перед ним немного да уменьшится. Таким образом, комедии производили благотворный "терапевтический" эффект даже в самое трудное время.
В этой статье рассмотрим два ярких фильма в жанре военной комедии, родившейся в годину тяжелейших испытаний и помогавшей советским людям пережить страшную войну.
"Антоша Рыбкин" (1942)
Бравый повар из "боевого киносборника" полюбился зрителям и вскоре был удостоен отдельного фильма. "Антошу" поставил настоящей мастер, автор гениальной довоенной комедии "Сердца четырех" Константин Юдин.
Умный и чуткий режиссер, Юдин прекрасно чувствовал жанр. "Антоша" снят в традициях классического водевиля с искрометными диалогами и игрой слов, переодеваниями, сменой ролей и забавной путаницей. И при этом в рамках "военной комедии" с обязательным патриотическим зарядом и настроем на победу.
По дороге на передовую бригада артистов теряет исполнителя. Командир приказывает весельчаку и балагуру Антоше Рыбкину подменить актера в роли немецкого ефрейтора. Антошу переодевают в гитлеровскую форму - так начинается череда смешных ситуаций.
Свои принимают его за фашиста - и Антоша ненароком попадает под горячую руку театральной примадонны. Но когда недоразумение (стоившее Антоше удара табуреткой по голове) исчерпывается, Антоша погружается в мир "художественного театра". И уморительно смотреть, как обычный деревенский парень постигает азы системы Станиславского.
Антоша увлекается представлением, но пожать плоды успеха не успевает, так как начинается бой и переодетый фашистом кашевар оказывается в гуще схватки. Несложно предугадать, что в результате комических переделок Антоша сыграет решающую роль в штурме оккупированной деревни и в финале заслужит благодарность командира и поцелуй любимой девушки.
В главной роли выступил Борис Чирков, знаменитый Максим из трилогии Козинцева и Трауберга. Чиркову прекрасно удавались образы простых людей, он играл их органично, с легкостью и обаянием. Поэтому и герой незамысловатого водевиля у Чиркова вышел живым и притягательным. Не клоуном-эксцентриком, а "своим парнем" для солдат-фронтовиков.
Режиссура уже упомянутого Константина Юдина помогла наполнить непритязательную историю изобретательными комическими находками. Достаточно вспомнить хотя бы замечательный эпизод боя. Нагрузившийся шнапсом немецкий пулеметчик видит ползущего к нему Антошу Рыбкина в нацистской форме, решает, что спьяну стреляет не в ту сторону, и развернув пулемет, останавливает контратаку фашистов, "своих".
Фильм снимался в самый тяжелый период войны. Поэтому и юмор весьма специфический. Так, переодетый Антоша топит в реке плывущих за его лодкой немцев командой "Хенде хох!". Уходящих под воду с поднятыми руками врагов Антоша провожает прибауткой "Зер гут, всем капут". Да, это была комедия. Веселая и задорная. Но комедия военная. Так что смех смехом, а врага бить надо.
"Новые похождения Швейка" (1943)
"Новые похождения Швейка" - фильм уникальный. Редкий случай абсолютно гротескной военной, комедии, по ходу действия превращающейся в настоящую - совсем не "соцреалистическую" - фантасмагорию.
Знаменитый режиссер Сергей Юткевич вспомнил молодость, когда он увлекался эксцентрикой, и снял фильм в максимально эксцентрической манере. Актеры играют преувеличенно гротескно, сюжет откровенно фантастичен даже по понятиям комедии, действие насыщено чуть ли не цирковыми трюками, гэгами и клоунадой.
Юткевич собрал идеальный актерский состав. Борис Тенин отлично справляется с ролью "идиота на воинской службе", который не так прост, как кажется. Фаина Раневская чувствует себя в условном жанре как рыба в воде. Сергей Филиппов и Сергей Мартинсон выразительны в чисто карикатурных ролях фашистов.
Сюжет фильма незамысловат. Герой романа о Первой Мировой Швейк бежит из нацистской тюрьмы и тут же попадает под "тотальную мобилизацию". Швейка отправляют в Югославию, где он налаживает контакты с местными партизанами, в финале подрывает дом с фашистскими офицерами и бежит партизанить вместе с братьями-югославами.
Простенький сюжет - повод для многочисленных эксцентрических трюков и сатирического издевательства над фашистами. Измываются над нацистами в этом фильме отменно. Гитлеровцы все как один - кретины, клинические идиоты, которые годятся только для того, чтобы над ними насмехались, их дурили, отвешивали им комические тумаки и затрещины.
Сквозная тема фильма - придумывание казни, достойной преступлений фюрера. Швейк изобретает разные, как ему кажется, жестокие способы умертвить Гитлера. И каждый раз получает от своей тети категорическое "Мало!". Настолько велики злодеяния фюрера, что все казни кажутся ей слишком мягкими по сравнению с тем, в чем повинен этот выродок.
Сам Гитлер появляется на экране в длиннющем эпизоде фантасмагорического сна Швейка. В исполнении блестящего комика Мартинсона фюрер выведен настолько карикатурно, что кажется даже более уродливым, чем знаменитые карикатуры Кукрыниксов.
Более того, в финале фантасмагории фюрер превращается в оборотня, бесноватого пса с торчащими изо рта клыками, поросшими шерстью ушами и когтистыми лапами. А Швейк, после предыдущих неудачных идей казни, наконец-то находит верный способ - убить как бешеную собаку!
К сожалению, это лишь фантастический сон, и в финале Швейк, спрашивает своих новых друзей, какой казни достоин Гитлер, а затем, ломая так называемую "четвертую стену", обращается с экрана прямо к зрителям - а вы бы как расправились с фюрером?
На дворе 1943 год. Разгар страшной войны. Не до сантиментов.
Конечно, "Похождения" не имели ничего общего с реальностью. "Югославские партизаны" выглядели в фильме скорее как "мОлодцы Робин Гуда". И фашисты в реальной жизни не были законченными тупицами, и побеждали их отнюдь не пинками да детскими хитростями.
Но усталые солдаты на фронте или полуголодные труженики тыла шли в кинозал не за инструкциями по ведению боя. Комедии поднимали настроение и давали веру в то, что все в итоге будет хорошо, как бы ни было страшно за пределами хохочущего кинозала.
Комедии первых лет войны вызывали ненависть к врагу, презрение к нему, вселяли веру в несгибаемый дух советского народа, который даже захлебываясь кровью, умел посмеяться и сохранял душевное здоровье.
Чем ближе была победа, тем больше было воодушевление, тем скорее хотелось вернуться к нормальной жизни. Все больше люди думали о хорошем - и в том числе о любви. О военных комедиях лирических читайте следующую статью "Любовь и самолеты".