Найти тему
Oleg Kaczmarski

НЕОБХОДИМОСТЬ ГНОЗИСА

... религия – это связь, устанавливающаяся посредством веры, разума, понимания. Всё органично: вера не исключает разума, а разум – веры, они друг друга дополняют, вместе составляя понимание.   
И потому требуется не символ веры, не формулировка, а свободное учение, посредством которого человек сущностью своей мог бы приходить к постулируемым идеям и состояниям сопричастности с ними. Путем свободной воли и свободного разумения. 

В официальном же христианстве имеет место перемещение предмета веры, её фокусировка со смысла на событие и особу, с идеи на конкретику: Христос как личность, его рождение, распятие и воскресение.
Подумаем: зачем верить в личность или в событие? Что от этого меняется в существе самого человека и его жизни?
Возьмём, к примеру, известный фильм Ф. Ф. Копполы «Крестный отец». Что там видим? Историю семейства Корлеоне, главной – и незыблемой! – святыней которого является что? Церковь (плюс семья)! То есть эти люди, живущие животным эгоизмом – убийством, предательством и тому подобным, как некую высшую ценность принимают символ веры – в данном случае католической. Наглядный пример незыблемой веры в неподвижную формулировку. 

-2


А всё дело в том, что вера в событие, в особу – да, именно в Бога как в особу, – это вера в идол, то есть не что иное как идолопоклонство.   
Сердцем же, то есть высшим существом своим, можно верить в добро. Это называется совесть – вера как ощущение добра и гармонии. И слова апостола Павла о том, что вера мертва без любви – именно об этом. Потому как совесть, вера в добро – это и есть любовь, милосердие, сострадание, то есть изначальная встроенность верующего во всемирную божественную интегральную гармонию. Это когда сердце человека бьётся в унисон с сердцем всего мира. Что и составляет сущность человека, его высшее Я. 

-3


Итого, что значит верить? Тут ведь вся разница в кого – в Живаго или Мертваго?  В Мертваго – это и есть идол, независимо как он будет называться: Ваал (что, кстати, означает именно Бог) или Исус Христос.
Что важно в заповедях, например, в словах «не судите да не судимы будете»? То, что их сказал Бог, Богочеловек? Или то, что они сами по себе содержат в себе истину? Для идолопоклонника с его незыблемой верой в неподвижную формулировку важно первое, ибо на этом уровне разум у него отключён, и потому саму истину как она есть он воспринимать не в состоянии. Он верует в Мертваго (хоть и с пеной у рта будет утверждать обратное). Он говорит: «Не сотвори кумира» – и тут же его сотворяет…

-4


Истина же сама по себе важна для верующего в Живаго – для того, кто верит в любовь как в главный жизненный принцип, и в соответствии с этим живёт. Но поскольку стремление к истине, её постижение требует постоянного развития, второй стороной, поддерживающей и дополняющей веру, является знание, гнозис. То знание, благодаря которому происходит принятие и понимание идеи Бога как абсолютного интегрального принципа. Не самого Бога – ограниченным сознанием непостижимого, – а именно Его идеи, смысла и содержания оной.

-5

Итого ГНОЗИС есть не что иное как вечное познание, вечный поиск истины, то есть вечное богоискательство. Главный же двигатель на этом пути, без чего он просто невозможен, – вера в Живаго (кстати, материалисты назвали этот процесс диалектикой природы, сделав его при этом бездушно-безголовым).