Катя Андреева
В Санкт-Петербурге и Костромской области есть свои Красносельские районы, но сегодня мы говорим о центре Москвы. Красносельский район занимает кварталы между Мясницкой и Сретенкой, далее раскидывается широким клином между Склифом и Новой Басманной, включает три нормальных вокзала и один секретный и ограничивается сверху Митьковской соединительной веткой.
Герб района красным фоном тонко обыгрывает великокняжеское Красное село. Белая рогатка — это три вокзала и окружающий их железнодорожный узел. «Аллегория славы» якобы намекает на некие памятники архитектуры, которыми славен район, но мы-то с вами понимаем, что это Правительственный спецвокзал.
Старейшая часть района — Красное село, известное с начала XV века. Предполагают, что Красное село — чуть ли не ровесник Москвы. Владельцы — великие князья и потом цари. Деревянный царский дворец простоял в Красном селе до 1790 года, при том что Красное село вошло в состав Москвы в 1740-е.
В начале 1760-х близ Красного села на берегу Чечеры работал деревянный оперный театр, где выступали студенты Московского университета.
В 1837 году в Красное село перевели Алексеевский монастырь, старые здания которого снесли ради строительства Храма Христа Спасителя. По легенде, игуменья произнесла знаменитую фразу «Быть сему месту пусту», что предопределило нестабильную судьбу ХХС.
После строительства железных дорог и трех вокзалов Красное село утратило сельский облик, а после революции было зачищено и от городской застройки XIX века. Сейчас это глухой, но по-своему красивый уголок Москвы.
О вокзалах и прилегающих объектах РЖД я не буду распространяться, потому что о них мы уже все сказали в путеводителе «Вокзалы Москвы». Митьковскую же соединительную ветвь построили в 1860-е для соединения Рязанской железной дороги с Николаевской. Станцию Николаевка, которая сейчас у самой Рижской эстакады, открыли в 1863 году. Станцию Москва II-Митьково построили на землях некого Митькова в 1908 году, потому что Москва-Товарная-Рязанская не справлялась с оборотом хлеба.
По территории Красносельского района проходит трасса одной из древнейших грунтовых дорог Центральной России — Стромынской. Она соединяла Москву с Суздалем, Юрьевым-Польским, Владимиром и Шуей. Летняя Стромынская дорога: Мясницкая → Краснопрудная → Стромынка. Зимняя Стромынская дорога (Басманный район): Покровка → Старая Басманная → Спартаковская → Бакунинская.
Интересный факт: улица Маши Порываевой пробита в толще исторической застройки в 1970-е на месте улицы Домниковки, от которой остались потайные фрагменты. Проспект Академика Сахарова изначально назывался Новокировским, его тоже пробили через кварталы, но еще до войны. Это заповедник конструктивизма, но как транспортная магистраль ведет трафик в никуда.
Между Сретенкой и Уланским переулком сохранилась слободская планировка кварталов. В треугольнике между Большой Лубянкой, Сретенским бульваром и Мясницкой скопилась исключительная концентрация выдающейся исторической застройки. Я подробно касаться не буду, просто покажу самое интересное.
Сложно уместить в одну статью такой богатый район, но я попыталась охватить самое интересное.
Подписывайтесь на канал. Эта статья — третья часть интерактивного путеводителя «Знакомство с центром Москвы». Потом пройдем всю остальную Москву район за районом.
Не забудьте поставить лайк — это не для моего самолюбования, а для увеличения охвата на Яндекс-дзене, чтобы краеведческие статьи распространялись активнее и вытесняли дурость и серость.
А еще у нас есть канал «История на местности: Моссфера». Там Старая Москва изучается во всех подробностях. Сейчас выходит путеводитель «Кремль без цензуры».