На первый взгляд, комедия «У зеркала два лица» (1996) - из тех фильмов, где главное – юмор, а не идеи. «На первый взгляд» - в смысле, по первому впечатлению, ведь эта кинокартина из тех, которые хочется пересматривать примерно раз в 1-2 года. А юмор там действительно бьет потоком. Он и во фразах персонажей, и в ситуациях. На мой взгляд, это прекрасный образчик комедий «для расслабления». Если есть желание просто отдохнуть и посмеяться, можно не только в очередной раз включить фильмы с П. Ришаром или Ю. Никулиным, но и взяться за этот вариант.
Кратко перескажу сюжет, поэтому дальше следует читать только тем, кто не боится спойлеров. Тем, кто уже видел «У зеркала два лица» и хочет сравнить свои впечатления с моими – тоже можно).
Итак, главный герой – профессор математики Грегори Ларкин (Джефф Бриджес). Он с упоением читает свои абстрактные лекции, особо не обращая внимания на зевающих студентов.
А в личной жизни – несчастен, поскольку брошен женой (отгадайте, в связи с чем?), и в результате страдает от разочарования, испытывая страх перед новыми отношениями. И тогда приходит блестящая мысль: подать объявление о знакомстве:
«Профессор Колумбийского университета, мужчина, ищет женщину со сходными интересами, способную к общению. Ученая степень обязательна, не моложе 35-ти. Внешность не имеет значения».
Сходив на лекцию профессора литературы Роуз Морган (Барбра Стрейзанд), Грегори Ларкин решает, будто бы она разделяет его взгляды на отношения мужчины и женщины (ведь он не дослушал лекцию до конца).
Затем он знакомится с Роуз по телефону:
- Это Грегори Ларкин. Я профессор математического факультета в Колумбийском университете. Я… я звоню, чтобы узнать… как у вас дела?
Далее они несколько раз встречаются: обедают, Роуз ходит на лекции по математике.
- Ты ходишь по аудитории, и увлечен лишь ты один. Ты как глухонемой, такой же отстраненный… Я думаю, что тебе надо побольше общаться с ребятами, увлечь их. Ты стоишь перед доской спиной к классу. Прекрасно проводишь время, решая свои примеры. Но ты как бы устраиваешь математическую вечеринку только для себя.
- Это не вечеринка!
- Не вечеринка. Так что расслабься. Отпусти поводья, пошути.
- (записывая) Расслабься, шути. А третье что ты сказала?
- «Отпусти поводья». Грег, опусти ручку, я не собираюсь тебя экзаменовать. Давай, научи меня чему угодно.
Затем следует забавная сцена с попыткой Ларкина научиться «отпускать поводья». Теперь у Грега появился искренне заинтересованная собеседница, и он не желает ее терять. И он предлагает Роуз пожениться, но с условием: поддерживать исключительно духовные, платонические отношения. Ведь важна не физическая, а интеллектуальная близость. Хоть и с сомнением, та соглашается.
Однако семейная жизнь вскоре рушится. Когда Грег уезжает в турне с курсом лекций, Роуз преображается с помощью гимнастики и смены гардероба. Несмотря на это, Ларкин продолжает настаивать на своей идее о ничтожности физических отношений, горячо предлагая продолжить прежнее общение. Когда Роуз отказывается и объявляет о расставании, Грег впадает в ярость, вымещая свой гнев на студентах:
- Двойка! Поздравляю, вы делаете успехи. - Я ничего не поняла из того, что вы рассказывали.
- А я вам объяснял.
- Но я не понимаю.
- Вы не знаете, что можно убрать бесконечное количество элементов из бесконечного ряда, и все равно бесконечное количество элементов останется! Не знаете. Сколько времени вы на это потратили… Боже! Моя жена это поняла на первом свидании!
Череда бурных событий приводит к счастливому финалу: разлука помогает супругам осознать силу своих чувств.
Итак, на первый взгляд, «У зеркала два лица» - типичный ситком со странными и забавными персонажами. Однако, время от времени возвращаясь к образу профессора Ларкина, начинаешь понимать: Джефф Бриджес великолепно воплотил образ шизоида.
С точки зрения теорий акцентуаций (авторы – К. Леонгард, П. Ганнушкин), у многих людей есть акцентуированные черты характера. Это «заостренные» психические свойства определяют разные психотипы. Например, демонстративность – это признак истероида, организованность – признак эпилептоида, гиперактивность – признак гипертима.
источник lusana.ru
Шизоидная же акцентуация отличается повышенной склонностью к абстрактному мышлению, любовью к теориям и сложным терминам. Именно шизоиды обладают креативным мышлением, они двигают науку, развивают многие области культуры.
источник mypresentation.ru
Но – все хорошо в меру. Грегори Ларкин – пример того, к каким ограничениям приводит чрезмерная шизоидность. Погруженность в себя, неумение находить общий язык, догматизм, ригидность – все это вероятные следствия шизоидного характера. А изображение всего этого в комичной форме помогает увидеть подобные особенности в себе, в других. А значит, появляется возможность освободиться от таких ограничений, или предотвратить их формирование.
Роуз помогала Грегу увидеть шизоидные ограничения и стать более свободным. Видя контраст их характеров, можно лучше понять поведение многих людей, и специфику их отношений. В общем, фильм «У зеркала два лица» - это прекрасная возможность посмотреть легкую комедию (особенно если вы сами преподаете, или имеете знакомых преподавателей). А еще он может стать отличным источником примеров из области психологии.
Если обзор на фильм был вам интересен, ставьте лайк и подписывайтесь на канал) Приглашаю почитать и другие статьи на тему психологии кино:
Любовь в фильме «День сурка». Отношения Фила и Риты
Психология в комедии "А как же Боб?". Локус контроля персонажей
Психологические принципы в фильме Э. Рязанова "Служебный роман"