Найти тему
Вечерний Лошманов

Зачем и кому нужны барменские конкурсы

Оглавление

Не так давно в Москве состоялся финал российского этапа барменского конкурса Diageo Reserve World Class. На нём был объявлен победитель, который поедет на мировой финал.

Это очень серьёзный конкурс, считай, чемпионат мира среди барменов. По крайней мере, один из них. Но если вы не бармен и не человек, близкий к ресторанной индустрии, вы наверняка из тех, кто ничего и никогда о нём не слышал. И имя победителя вам ни о чём не скажет. Сейчас, если интересно, расскажу вам, почему.

Объявление результатов конкурса прошло в московском баре Community. Перед церемонией бармены-финалисты делали по одному коктейлю для гостей — боролиь за приз зрительских симпатий.
Объявление результатов конкурса прошло в московском баре Community. Перед церемонией бармены-финалисты делали по одному коктейлю для гостей — боролиь за приз зрительских симпатий.

Зачем конкурсы алкокомпаниям

Компания Diageo — один из мировых лидеров рынка алкоголя. Подобный конкурс — Bacardi Legacy — проводит ещё один лидер, Bacardi Martini. Конкурсы помельче проводят и отдельные бренды. Я удивился, когда недавно узнал, что даже Camus такой делает. Бармены соревнуются в изобретении и приготовлении коктейлей на основе определённого алкоголя, который продаёт та или иная компания. И ещё в умении хорошо рассказать о том, как и что они делают.

Таким образом компании поддерживают знание своих брендов среди барменов. В мире полно хорошего алкоголя, и конкуренция за барменскую память и лояльность очень велика. Чем лучше твои напитки знают и ценят, тем чаще их продают в барах.

Конкурсы также довольно сложное средство рекламы алкоголя. В России, например, такая реклама запрещена. Как рассказать о продукте потребителю? Опосредованно, через бармена и барменскую стойку. Человек запоминает марку виски, который ему понравился либо чистым, либо в коктейле; человек видит марки на бутылках, которые стоят на сверкающих полках за спиной бармена. А потом покупает себе в магазине тот алкоголь, который он знает.

А ещё шум, который создают конкурсы в барменской среде, поднимает престиж профессии: смотрите, парни и девчата, это не просто средство временного заработка в студенческие годы, это всё серьёзно. Можете стать чемпионами! Быть барменом — круто.

Приз моей зрительской симпатии достался бармену Михаилу Падисову (справа) из питерского бара Imbibe — за его пунш с зелёным чаем. Тот, кстати, понравился большинству, и Михаил в этой номинации победил.
Приз моей зрительской симпатии достался бармену Михаилу Падисову (справа) из питерского бара Imbibe — за его пунш с зелёным чаем. Тот, кстати, понравился большинству, и Михаил в этой номинации победил.

Зачем конкурсы барменам

Конкурсы удовлетворяют амбиции: если тебе нравится твоё дело и ты делаешь его хорошо, хочется, чтобы другие это тоже признали.

Многие бармены старой школы считают, что для этого вообще не нужно ни в каких конкурсах участвовать, что это тщета и суета сует: важно, ходят к тебе люди или нет. Ты можешь сделать отличный коктейль на конкурсе, но не справляться с работой бара в реальных пятничных условиях.

Молодые бармены мыслят по-другому: конкурсы предоставляют много возможностей. Победы в конкурсах приносят призы. Например, российский победитель конкурса Diageo не только едет на мировой финал, но ещё и ездит с мастер-классами и гастрольными выступлениями по разным городам России. Путешествия — хороший стимул.

Победители конкурсов поднимают (или думают, что поднимают) свою стоимость на рынке труда: смотрите, дорогие работодатели, я не простой бармен, а очень крутой.

Даже если ты только попал в финал, ты всё равно становишься более известным в профессиональной среде (а это тоже поднимает твою рыночную цену).

И ещё, как ни парадоксально, некоторые бармены участвуют в таких конкурсах, чтобы перестать быть барменами и стать так называемыми бренд-амбассадорами. То есть представителями алкогольных марок, которые работают с барменами и делают их более лояльными к определённым брендам. Это работа хорошо и стабильно оплачивается, а ремесло бармена всё же подвержено как сильным, так и не очень финансовым колебаниям.

Community — чрезвычайно ритусное место. Всё в философах, красавицах, императорах, богинях.
Community — чрезвычайно ритусное место. Всё в философах, красавицах, императорах, богинях.

Зачем конкурсы потребителям

Алкогольные компании очень заинтересованы и в том, чтобы о барменских конкурсах писала пресса. Используется известная модель: создаётся шум поддержки — и человек делается звездой. Но тут есть одна практически не решаемая проблема: ни одному бармену никогда не стать подлинной звездой. Ни в масштабе страны, ни в мировом масштабе.

Повара — да, они становятся звёздами. Потому что они кормят больше людей, чем бармены поят. Ещё повара показывают по телевизору и в сети, как готовить еду, что как раз и делает их популярными. С барменами такой фокус не проходит: люди дома обычно готовят еду, а не смешивают коктейли. У вас дома точно есть сковородки и кастрюли, но вряд ли есть шейкер, стрейнер и барная ложка. Не все из вас вообще пьют алкоголь.

Аудитория барменов очень ограниченная. Сравнительно немного людей вообще ходит по барам. В самих барах не так-то много людей помещается. Известность бармена — самая натуральная широкая известность в узких кругах.

И всё же потребителям барменские конкурсы тоже приносят пользу. Если говорить о России, они медленно, но последовательно работают на то, чтобы среднестатистические бары в стране становились лучше. Чтобы в них продавался только качественный алкоголь и вы за свои деньги получали бы качественные коктейли.

Видите, там даже головы выпить не прочь.
Видите, там даже головы выпить не прочь.

Кто же победил?

Победителем российского этапа Diageo Reserve World Class стал Давид Стеньшин из московского бара «Коробок». Это симпатичный камерный бар, где шефствует Евгений Шашин, который в своё время тоже выиграл этот конкурс.

Зал, где объявляли победителей, был полон, я туда даже не попал, смотрел трансляцию в соседней комнате. В центре на экране — Давид Стеньшин.
Зал, где объявляли победителей, был полон, я туда даже не попал, смотрел трансляцию в соседней комнате. В центре на экране — Давид Стеньшин.

А вместо музыки я сегодня предлагаю посмотреть мой фильм «Добрейший вечерочек», который поможет понять, что это за профессия такая — бармен.

Он — про дважды победителя российского этапа DRWC, Виталия Екименко. У него сейчас свой бар Dry & Wet в Москве: рекомендую, Виталик делает отличные коктейли.

В следующих выпусках — про то, кому и зачем нужен рейтинг «50 лучших ресторанов мира», про хлебобулочное изделие серпец, а также другие истории про еду. Пока же можно почитать про интересный гид по ресторанам Москвы или про лучшие люля Александровского района Владимирской области. Подписывайтесь!