Из фронтового дневника Выголко Василия Николаевича
Город Орша 18 км 1943 год декабрь месяц
«13 декабря был дан приказ подготовиться к походу на исходные позиции (2-3 км от передовой). Вечером 13 декабря часов в пять мы выехали на машине на рекогносцировку местности на передовую. Там под огнем рассматривали где будем наступать на противника. Назад возвратились благополучно.
Начало здесь
Вдруг за мной начал бежать письмоносец и вслед кричать чтобы я остановился. Начал ждать с волнением его подхода. Подойдя он с полевой сумки вынул ценный треугольник маленького письма. Я сразу окаменел, боясь распечатать его, долго стоял мечтая, что я получил первое письмо за три года из дома, что на моей местности был немец и мог что угодно натворить.
И все же с большим трудом я осмелился распечатать ценное письмо. Быстро прочел скромные строки маленького письма. Дома было все благополучно, жили хорошо. Я был рад до безумия что поимел счастье узнать о родных и что может быть поимею счастье увидеть всех своих родных. Время было мало, и я поспешил быстро ответить на письмо. Жив буду напишу письмо.
"Иду в атаку на фрицев мстить за своих родных".
Отдав треугольник, я ушел к своему танку. Ночью выехали к передовой и в 6 ч. 00 м. были уже на передовой. С рассвета в 6 часов двинулись всей бригадой в атаку. Форсировали речку и поехали дальше. При третьей атаке 16 декабря подорвался на мине, они были незаметно замаскированы на картошке».
«В ночь на 15 декабря мы отправились на исходную позицию в 3 км от передовой. На другой день в 6 ч. 00 м. мы были уже на передовой. В 6 ч. 00 м. был дан приказ идти в атаку и мы, заложив грамм по 300 отправились в атаку. Проехав через речку вброд и двинулись дальше.
Осталось нас 15 танков, через горелые поля деревни, под грохот войны, мы поехали вперед на следующую деревню, где был противник. Перед деревней стояли проволочные заграждения в 4 метра высотой и 7 метров шириной, проделали проход и поехали на эту деревню. Здесь я был подорван на картофельном поле на минах.
Налетел на мину и был контужен, был глухой 3 дня. Развернув пушку на противника, мы стали копать для себя траншеи, выкопали одну траншею под танком, а другую в стороне. Сняли пулеметы и приготовились к обороне. Боеприпасов еще было достаточно. Наступал вечер, бой затих, только кое где слышались короткие очереди, да взрывы снарядов возле переправы.
Из-под моего танка и вокруг изъяли 24 мины. Я был найден через 7 дней, был глухой 3 дня. Нашли нас вечером и принесли холодного супа и черствого хлеба».
Источник Липецкая областная универсальная научная библиотека
оригинал документа