Этот блог посвящен описанию нарядов книжных героинь, и сегодня мы поговорим о том, зачем стремились модницы начала ХХ века в Париж, когда такой визит был всего выгоднее, и как вообще мигрировало светское общество в течение года.
Начнем с простого примера: Ундина, героиня романа Эдит Уортон "Обычай страны" (1913 год создания) заманивает своего новобрачного мужа сперва в Швейцарию, а потом в Париж. Несмотря на то, что Ральф подразумевает пребывание в Париже как можно более кратким из-за финансовых проблем семьи, Ундина придерживается иного мнения.
Она и соглашается сократить свой летний отдых в Швейцарии только потому, что в сентябре в Париже можно попасть на показ новых моделей и приобщиться к тайному знанию, что будет модно далее. Спустя несколько лет Ундина говорит своему любовнику, отплывающему на яхте в Европу 1-го апреля, что в этот раз не поедет в Париж за новыми моделями, так как пропустит Ньюпортский сезон, где эти вещи могут понадобиться. Потом она всё-таки успевает застать окончание парижского сезона в конце весны - и даже остаётся а Париже летом, после его окончания.
Еще точнее определить маршрут миграции светских дам поможет Ньюпортский сезон. С середины 19 века самые богатые и самые старые американские семьи проводили летние месяцы подальше от Нью Йорка, в городке Ньюпорт, которого - по стечению обстоятельств - не коснулась индустриализация, и городок как будто застыл во времени. Именно эта "неиспорченность" и превратила Ньюпорт в самый шикарный курорт. К началу 20 века свои дома там имели члены семьи Вандербильдтов.
Итак, жительница Нью Йорка в конце весны посещала Париж, чтоб купить новинки моды для Ньюпортского сезона, а потом - в сентябре снова навещала парижских кутюрье.
Примерно так же четко были расписаны маршруты модниц других стран. Англичанки не пропускали лондонский сезон в конце весны - они вообще реже посещали Париж из-за давних разногласий между английскими и французскими модами. Лето всегда было посвящено жизни в загородных поместьях.
Состоятельны петербурженки проводили в Европе осень. Судя по набоковским "Другим берегам", до или после отдыха в Биаррице или на Ривьере обычно в графике стояло посещение Парижа. Так, в уже рыжем и холодном, надевшем перчатки парижском парке в последний раз встречаются маленький Владимир Набоков и его подруга Колетт - видимо, по сговору своих гувернёров.
Теперь о тратах. Снова послушаем доводы Ундины из романа "Обычай страны", которая считает, что выгоднее покупать последние парижские новинки. Почему? Да потому, что парижские кутюрье подождут со счетами. А вот свои, нью йоркские, имеют больше шансов помнить о себе в скором времени.
Это платье от Ворта - фактически манифест стиля. Контрастное черно-белое решение совпадает с черно-бело-серой гаммой "конца эпохи", а черный бархатный узор на белом шелке соответствует тенденциям стиля модерн с его изогнутыми линиями.
Сколько же стоило такое платье? Обратимся к цитате из исследования:
Wealthy American and European women seldom wore the same dress twice and might pay up to $10,000 for a Worth ball gown.
То есть цена подобного платья доходила до 10 тысяч долларов, и надевалось оно однажды или дважды.
Подписывайтесь на мой блог "Мода в книгах": я рассказываю, что носили книжные героини. Лайки я люблю, а вот комментарии всё равно не читаю.