Найти в Дзене
Мода в книгах

Новинки моды, безумные траты и другие радости парижского сезона 1900х

Этот блог посвящен описанию нарядов книжных героинь, и сегодня мы поговорим о том, зачем стремились модницы начала ХХ века в Париж, когда такой визит был всего выгоднее, и как вообще мигрировало светское общество в течение года.

Начнем с простого примера: Ундина, героиня романа Эдит Уортон "Обычай страны" (1913 год создания) заманивает своего новобрачного мужа сперва в Швейцарию, а потом в Париж. Несмотря на то, что Ральф подразумевает пребывание в Париже как можно более кратким из-за финансовых проблем семьи, Ундина придерживается иного мнения.

Иллюстрация с изображением Гибсоновской девушки - идеала красоты и нравственности 1900-х гг (Чарльз Дана Гибсон, 1904 г) В данном случае девушка орудует "страшнейшим оружием женщин" той эпохи - шляпными булавками.
Иллюстрация с изображением Гибсоновской девушки - идеала красоты и нравственности 1900-х гг (Чарльз Дана Гибсон, 1904 г) В данном случае девушка орудует "страшнейшим оружием женщин" той эпохи - шляпными булавками.

Она и соглашается сократить свой летний отдых в Швейцарии только потому, что в сентябре в Париже можно попасть на показ новых моделей и приобщиться к тайному знанию, что будет модно далее. Спустя несколько лет Ундина говорит своему любовнику, отплывающему на яхте в Европу 1-го апреля, что в этот раз не поедет в Париж за новыми моделями, так как пропустит Ньюпортский сезон, где эти вещи могут понадобиться. Потом она всё-таки успевает застать окончание парижского сезона в конце весны - и даже остаётся а Париже летом, после его окончания.

Светское общество за обедом в зимнем саду отеля Ритц, 1904 год
Светское общество за обедом в зимнем саду отеля Ритц, 1904 год

Еще точнее определить маршрут миграции светских дам поможет Ньюпортский сезон. С середины 19 века самые богатые и самые старые американские семьи проводили летние месяцы подальше от Нью Йорка, в городке Ньюпорт, которого - по стечению обстоятельств - не коснулась индустриализация, и городок как будто застыл во времени. Именно эта "неиспорченность" и превратила Ньюпорт в самый шикарный курорт. К началу 20 века свои дома там имели члены семьи Вандербильдтов.

Итак, жительница Нью Йорка в конце весны посещала Париж, чтоб купить новинки моды для Ньюпортского сезона, а потом - в сентябре снова навещала парижских кутюрье.

Модный Дом Жанны Пакен, 1906 год
Модный Дом Жанны Пакен, 1906 год

Примерно так же четко были расписаны маршруты модниц других стран. Англичанки не пропускали лондонский сезон в конце весны - они вообще реже посещали Париж из-за давних разногласий между английскими и французскими модами. Лето всегда было посвящено жизни в загородных поместьях.

Состоятельны петербурженки проводили в Европе осень. Судя по набоковским "Другим берегам", до или после отдыха в Биаррице или на Ривьере обычно в графике стояло посещение Парижа. Так, в уже рыжем и холодном, надевшем перчатки парижском парке в последний раз встречаются маленький Владимир Набоков и его подруга Колетт - видимо, по сговору своих гувернёров.

Теперь о тратах. Снова послушаем доводы Ундины из романа "Обычай страны", которая считает, что выгоднее покупать последние парижские новинки. Почему? Да потому, что парижские кутюрье подождут со счетами. А вот свои, нью йоркские, имеют больше шансов помнить о себе в скором времени.

Вечернее платье Дома Ворт, 1900й год. Это одно из самых известных платьев 1900-го года; оно было выставлено в центральном павильоне Всемирной выставки в Париже наряду с платьями нескольких других ведущих домов мод.
Вечернее платье Дома Ворт, 1900й год. Это одно из самых известных платьев 1900-го года; оно было выставлено в центральном павильоне Всемирной выставки в Париже наряду с платьями нескольких других ведущих домов мод.

Это платье от Ворта - фактически манифест стиля. Контрастное черно-белое решение совпадает с черно-бело-серой гаммой "конца эпохи", а черный бархатный узор на белом шелке соответствует тенденциям стиля модерн с его изогнутыми линиями.

Сколько же стоило такое платье? Обратимся к цитате из исследования:

Wealthy American and European women seldom wore the same dress twice and might pay up to $10,000 for a Worth ball gown.

То есть цена подобного платья доходила до 10 тысяч долларов, и надевалось оно однажды или дважды.

Подписывайтесь на мой блог "Мода в книгах": я рассказываю, что носили книжные героини. Лайки я люблю, а вот комментарии всё равно не читаю.