Обнаружил богословскую подоплеку ереси «навсеволебожия».
8 июля 2019 года в Церкви читается отрывок из Послание апостола Павла к Римлянам. Глава 9, ст. 18–33.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?"
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?"
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
Неправильная интерпретация
Неправильная интерпретация этого отрывка ввергает чадо Православной Церкви в ересь «навсеволебожия».
- Нарушается догматическое понятие о милосердии Божием,
- Опровергается догматическое понятие о свободе воли человека,
В начале рассмотрения этого казуса стоит заметить, что точность формулировок апостола Павла при изложении различных положений веры неодинакова. Где то он предельно точен, например в «гимне Любви», там его суждения точны как инструкция. Где то Апостол использует то, что профессор Осипов, например, называет «назидающим богословием», то есть используемые метафоры рисуют картину весьма приблизительно изображающую суть описываемого явления, и, иногда, эта картина вплотную приближаются к ереси, при буквальном понимании. Как например здесь.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
Неужели у человека нет свободы? Неужели апостол Павел отрицает догмат свободы человеческой воли? А заодно и догматическое понятие о «синергии», которое выражается в святоотеческом: «Не спасает Бог нас без нас». А также однозначное утверждение апостола Иакова.
1:13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
1:14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
1:15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
Нет конечно. Ответ можно найти лишь посмотрев на адресата послания.
К римлянам.
Очевидно, что послание направлено не к философам, а к людям одержимым грубым, можно даже сказать примитивным юридизмом.
К людям жизненный опыт которых был очень прост, а мировоззрение не было наполнено достаточным набором метафор и аллегорий с помощью которых можно вырисовывать тонкие смыслы. Зато эти люди были приучены к дисциплине.
Поэтому апостол даже не пытается это сделать, он задает вопрос, который по всей видимости ему до того адресовали именно в такой форме, не правильной изначально, и просто обрубает.
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?"
Правильное толкование
Как же можно и нужно истолковать слова апостола, чтобы они вписались в канву православной догматики?
Конечно в переносном смысле.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
Ожесточение человека в руках самого человека. Но как сильно влияет на человека совокупность внешних обстоятельств. На кого-то в большей степени, на кого-то в меньшей. Но влияет.
А что они по сути, эти внешние обстоятельства? Продукт промысла божьего. Плоды непрестанного божественного управления жизненными процессами, посредством которых Бог выстраивает на пути человека канву обстоятельств склоняющих последнего в ту или иную сторону.
С помощью обстоятельств Бог воздвигает «горы» или формирует «уклоны» не непреодолимые человеческими глупостью и упрямством, но любого мало мальски разумного побуждающие менять траекторию движения к цели или даже и саму цель.
Тот же, кто упрямствует — погибает. Можно вспомнить всемирный потоп и уничтожение Содома и Гоморры. Перед тем как проявить такую суровую и грозную любовь к падшим Бог предпринял все возможные усилия, дабы преклонить людей к покаянию. Тоже было и тогда, когда Он сказал.
Мф 23. Ст. 37-39 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!
Желаю всем правильной, чистой и крепкой ВЕРЫ ! Аминь!