Честно говоря, никакущих, не имевших боевого применения, в итоге разобранных или превращённых в бакены, зато целых 50 единиц!
А ещё это пример грамотной пиар-акции, как теперь говорится. Так о чём же речь?
Первую свою подводную лодку изобретатель С.Джевецкий построил частично на собственные деньги. Они у него водились, ведь талантливый конструктор вырос и получил образование во Франции, причём его однокурсником был сам Эйфель. Джевецкий происходил из знатного и богатого польского рода и знакомства у него в Варшаве, столице Царства Польского, входившего тогда в состав Российской империи, были соответствующие.
И впервые он их применил для пиара ещё в 1873 году во время Всемирной выставки в Вене. Здесь у него был целый стенд со своими изобретениями. При посещении выставки Великим князем Константином , его адъютанты, блестящие офицеры также из известных польских фамилий и хорошие приятели нашего героя (а он действительно был неробкого десятка, о чём ниже), смогли привлечь внимание Его Императорсого Величества к стенду Джевецкого. А тут было что посмотреть, в том числе и чертежи автоматического курсопрокладчика! По тем временам это был уникальнейший прибор.
Если попроще, то это устройство автоматически чертит на карте путь корабля, используя данные компаса и лага (измерителя скорости судна).
Мы привыкли к рассказам о косности в техническом отношении тогдашних российских чиновников и власть имущих. Но не в этом случае. Константин недаром был в чине генерал-адмирала. Он мигом смекнул ценность этого аппарата и тут же предложил изобретателю переехать в Россию, стать членом Технического комитета с жалованьем, равным полковничьему и составить смету на создание курсопрокладчика, средства из казны были гарантированы.
Так Джевецкий оказался в Петербурге. Начались работы над прибором, однако большие погрешности современных лагов затрудняли работу, а тут началась очередная война с Турцией.
Джевецкий не был офицером, поэтому поступил на флот в качестве волонтёра. И попал на вооружённый пароход "Веста", - помните его бой с турецким броненосцем "Фетхи-Буленд", я уже писал о нём.
Несколько русских художников, в том числе и Айвазовский, посвятили этому бою свои полотна. Погибла почти половина русских моряков, но "Веста" не была побеждена. В числе других рядовых членов команды, Джевецкий был награждён Георгиевским крестом. Именно в ходе боевых действий Джевецкому пришла идея создать подводное судно.
А вот тут Морское ведомство проявило скептицизм и денег не дало. Что не остановило изобретателя. Лодку с педальным приводом он всё же построил, это было недешёвое предприятие, но часть денег внёс купец первой гильдии и банкир Федор Павлович Родоканаки - тогда деньги в оффшоры не выводили, а находили им применение в собственной стране.
Так примерно выглядел этот аппарат:
Здесь уже имелась балластная цистерна, продувалась она сжатым воздухом из воздушных баллонов рассчитанных на давление до 200 атмосфер. Лодка должна была подкрасться к судну протвника и пилот, просунув руки в резиновые рукава с перчатками, прикрепить мину к корпусу врага.
Главной проблемой был небольшой запас воздуха, которого хватало минут на 20 и трудность ориентирования сквозь стеклянный колпак, постоянно заливаемые даже самой малой волной. Конструктор был, как уже говорилось, неробкого десятка и свой аппарат объезжал сам. На испытаниях Джевецкий смог взорвать плот-мишень, находишийся на дистанции около 200 метров. Проделал это он в присутствии главного командира Черноморского флота вице-адмирала Николая Андреевича Аркаса.
Тот был восхищён и послал в Петербург рекомендации к развитию этого проекта. На тот момент изобретателем был создан второй вариант лодки, более крупной, с экипажем из 4-х человек. Была применена химическая установка очистки воздуха для дыхания, под водой стало возможно находится до 50-ти часов. Можно было менять дифферент лодки перемещением твёрдого груза по специальной балке, воду откачивать мощной центробежной помпой производительностью до 120 вёдер в минуту. Появился и примитивный перископ.
Но дать указание пустить лодку в серию мог дать только император и вот тут Джевецкому снова предоставилась возможность проявить себя как талантливого пиарщика.
Продемонстрировать избретение Александру III было решено в Гатчине, на прозрачном Серебряном озере. Изобретатель за несколько дней тщательно изучил акваторию, глубины, расположение причалов и провёл тренировочные погружения.
В день испытаний император с супругой находился на лодке, а подводное судно, управляемое Джевецким, совершало на глубине, но прекрасно различимое сверху, различные манёвры, проходило под лодкой, а после того, как царственная чета высадилась на причал, ловко подошло к нему.
Открыв люк, он вылез из него с букетом любимых императрицей орхидей и преклонив колено (о, этот польский шик и французская галантность!) преподнёс их со словами: " Это дань Нептуна вашему величеству!"
Как тут было устоять? Растроганный Александр тут же отдал военному министру приказ о производстве 50 таких лодок и выделению автору 100 000 рублей, невообразимая по тем временам сумма. Неслыханное дело, но в течении года вся серия была построена. На снимке сборка корпуса:
Тут интересный момент. В одном источнике я читаю, что в целях секретности даже различные детали корпусов изготавливались на нескольких заводах, чтобы непонятно было, во что же они превратятся в результате сборки. А в Википедии нахожу, что 25 из них строились в России, а 25 были заказаны на парижском заводе Плато. Такие дела с историчностью материалов в Интернете :(
Часть лодок осталась на Балтике, часть была переведена на Чёрное море. Сказать, что они использовались активно, никак нельзя. Особенно затруднительно было ориентироваться и находить цель. Вскоре стало ясно, что использовать их по назначению практически невозможно. Поочерёдно комиссии на обоих флотах вынесли вердикты об их непригодности.
В 1891 году другой Великий князь, Алексей Александрович, принял решение и выводе этих лодок из состава флота, часть разобрать на лом, часть использовать в других целях - для осмотра различных подводных конструкций, водолазных работ, часть была использована как поплавки для бакенов. Их техническая начинка была использована на других кораблях.
Однако опыт, накопленный при их конструировании, производстве и эксплуатации был бесценен в дальнейшем развитии подводного дела. Джевецкий тоже не сидел сложа руки, он создал лодку с электроприводом, решётчатые торпедные аппараты, в 1907 году по его проету была построена подводная лодка "Почтовый" с бензиновым двигателем.
А потом он вернулся во Францию, сотрудничал с Эйфелем и создал свою конструкцию самолёта. Но это уже совсем другая история.
При написании использовались материалы из Викпедии и статья Юрия Каторина о первой в мире серийной подводной лодке.
Другие статьи по истории техники:
Как клепали корабли. И не только их
Крепка царская сталь, или 103-х летнее судно до сих пор на службе в ВМФ России
Подводные лодки, которые называли "зажигалками"