Фильм Робера Брессона "Приговоренный к смерти бежал, или Дух дышит, где хочет" я смотрела в кино лет в 23-25. И он мне жутко не понравился. Почему? Я привыкла, что в фильмах есть явно выраженный сюжет. Ну, вот как у Крамера или Висконти. А тут за полтора часа происходит, в целом немного событий, весь сюжет можно уместить в одном предложении: "Лейтенант Фонтен, арестованный гестапо и заключенный в тюрьму в Лионе, устраивает побег, который ему вполне удается". Собственно, все, больше сказать нечего.
Вчера я фильм пересмотрела. Надо сказать, нравиться он мне больше не стал, но я поняла почему и зачем он был снят. И потому, что информации в наши дни по этому вопросу можно найти больше, и потому, что я стала старше. Брессон поставил эту ленту по воспоминаниям Андре Девиньи, который является соавтором сценария. Участник движения Сопротивления, Девиньи, в апреле 1943 был арестован и заключен в тюрьму в Лионе. Фильм подробно рассказывает о том, как Фонтен (читай – Девиньи) готовит побег: вытачивает из ложки некую разновидность стамески, подпиливает доски двери, готовит веревки, мастерит крючки из фонаря. Интересно ли наблюдать за этим? Да нет, не очень.
Но, дело в том, что эти действия Фонтена здесь не главное. Главное – духовная составляющая. Брессон показывает и доказывает, что мысль "На бога надейся, а сам не плошай" – это здравая идея. Нельзя сидеть, сложа руки, нужно действовать. Нужно верить в себя, в бога, в товарищей. Нужно доверять людям. Если бы Фонтен не поверил сначала человеку в тюремном дворе, а потом – сокамернику, побег бы не удался. В общем, это очень библейская история. Недаром вторая часть названия взята из евангелия от Иоанна: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа»
Фильм очень красиво, очень графично снят. Он похож на старинную гравюру. Если бы он был цветной, эта строгость, эта графичность потерялась бы, осталась бы лишь история о побеге. Но он, к счастью, черно- белый. Глаза заключенных, руки Фонтена, тюремные стены, решетки - все это то создает картину безысходности, то возвращает надежду.
Минусы.
Ну, я конечно понимаю, что это не столько рассказ о побеге, сколько притча. Но то, что у Фонтена за несколько месяцев не выросло ни миллиметра бороды, меня напрягло. А уж когда он начал рвать на части, чтобы сплести веревки, чистые рубашки, которые ему прислали, сам оставшись в грязной, я и вовсе перестала понимать ситуацию. Ну, практичный я человек, что поделаешь. На мой взгляд логичнее было использовать сначала то жуткое трепье, что было на Фонтене.
Картинки с сайта https://www.imdb.com