Принято считать, что для любого бизнеса важнее всего деньги. Так было столетиями, но в 21-м веке, похоже, во главу угла встают данные. Сразу две крупных сети отказались принимать Apple Pay, потому что Apple не предоставляет им данные о покупателях. И без них деньги не в радость.
Эта история началась еще в апреле, когда клиентов американской сети магазинов JCPenney стали заворачивать прямо на кассе. В ответ на их возмущение официальный эккаунт в Твиттере подтвердил отказ от Apple Pay и извинился за неудобства. Позже в комментарии СМИ представитель JCPenney сообщил, что переход на бесконтактные платежи по стандарту EMV требует много времени и ресурсов, поэтому компания решила отказаться от всех бесконтактных платежей вообще. С учетом того, что JCPenney была среди пионеров внедрения Apple Pay в США, и начала тестирование еще в 2015 году, внезапное «прозрение» четыре года спустя выглядело странным. И на всякий случай уточним, что JCPenney включает более 800 магазинов в 49 штатах.
Позже к американцам присоединилась берлинская Zolando, работающая в 17 странах через интернет. Тоже что-то сказали про неудобство работы платежной системы.
Но все, кто немного разбирается в предмете, понимают, что дело совсем в другом. Транзакция через Apple Pay безопасна и быстра, но магазин не узнает о клиенте ничего интересного. Ни имени, ни номера карты - ни-че-го. Будто пришел кто-то в капюшоне, бросил пачку денег и ушел.
То есть, с точки зрения магазина, каждая покупка становится разовой. А хочется же знать имя покупателя, его историю покупок, потом обогатить знание при помощи открытых и не очень баз, чтобы узнать телефон, адрес и электронную почту…
Занятно, конечно. Владельцы iPhone и Apple Watch, т.е. главных платежных инструментов в Apple Pay, по умолчанию не самые бедные люди. Но сети готовы рисковать их лояльностью, потому что хотят личные данные. Без них деньги не радуют.
Apple вообще очень плотно взялась за защиту персональных данных клиентов, и это происходит не только на уровне платежей. Браузер, карты, мессенджер, почта - все на платформе из Купертино отсекает сторонние попытки разузнать лишнего. А совсем уж личные моменты не покидают смартфоны и компьютеры в принципе: например, анализ фото для распознавания лиц ведется внутри iPhone.
Конечно, сама Apple при этом знает о клиенте достаточно много. И потому параноики все равно неспокойны. Но нам все же приятно думать, что возможности Apple по хранению данных сильно шире, чем у розничных сетей. Упорство последних в навязывании своего товара, а также склонность терять профайлы покупателей сотнями тысяч, общеизвестны.
Есть ощущение, что скоро за добровольное раскрытие имени будут давать ощутимые скидки. Идея для стартапа!
P.S. Наши внимательные читатели из США сообщили, что JCPenney в конце прошлой недели снова потихоньку начала принимать Apple Pay. Zolando пока держится.
Чтобы ничего не пропустить, подписывайтесь на наш канал в Telegram!