Найти тему
Жизнь в движении

Поезда ушли, а станция осталась

... сложно, как - то по другому начать очередной свой репортаж из серии заметок про уникальную заповедную железную дорогу "Смоленск - Раненбург - Мичуринск" бывшей Рязано-Уральской Железной Дороги.

Но расскажу теперь про умирающую железнодорожную станцию в столице российской пастилы - Белев.

-2

Станция "Белев" держалась очень долго, гораздо дольше, чем остальные участки этой легендарной линии.

И если сквозного движения на широтном ходе "Смоленск - Раненбург" нет уже более двух десятков лет, то последний пассажирский поезд покинул станцию Белев совсем недавно по меркам истории, в 2016 году.

Внутри закрытого вокзала "Белев"
Внутри закрытого вокзала "Белев"

Тогда, в далеком 2016 году, гремел на всю страну скандал с отменой пригородных поездов в Тульской области, когда муниципальные власти отказались выделять дотации РЖД на пригородное сообщение.

А теперь уже даже непонятно, как в столь непростые времена для всей отрасли, удавалось столь долго сохранять пригородное пассажирское движение на участке Сухиничи - Козельск - Белев.

Главное здание станции Белев
Главное здание станции Белев

Прогулявшись по станции Белев в направлении Арсентьево и Горбачево, видно, что этот участок в глубокой консервации - линия зарастает, хотя и горят в том направлении светофоры. Об этом я писал в своем предыдущем репортаже, когда удалось побывать на заброшенной станции Веженка

Вид на законсервированную линию Белев - Арсентьево - Горбачево
Вид на законсервированную линию Белев - Арсентьево - Горбачево

Но вернусь немного назад в историю. Многие забыли, что Белев, не просто интересный и тихий провинциальный городок на южных окраинах Тульской области.

Железная дорога сюда пришла еще в конце XIX века, когда новым широтным ходом соединили Смоленск и Мичуринск. Позднее, в начале XX века на этой станции останавливался граф Л.Н. Толстой в своем последнем путешествии.

И уже в довоенное время, здесь появилось паровозное депо, обслуживающее многочисленные узловые станции в этом регионе.

Во время ВОВ именно в Белеве базировалось дивизия бронепоездов и был расположен эвакуационный госпиталь.

С правой стороны располагалось паровозное депо с поворотным кругом
С правой стороны располагалось паровозное депо с поворотным кругом

После войны, паровозное депо было преобразовано ТЧ-25. На пике в 1970-80х годах, в депо работало более 700 человек.

Но депо ликвидировали в начале 90-х, после массового списания паровозов с баз хранения. Здание депо продержалось чуть дольше - до начала 2000-х, а потом было снесено.

-7

После отмены последнего пригородного поезда с Белева на Козельск, станция окончательно превратилась в грузовую с самым низким V - классом. Сейчас грузовое движение исчезающе мало, но у станции остается еще несколько крупных клиентов.

В какой - то момент я даже решил, что и грузовое движение совсем исчезло, но присмотревшись к полотну увидел едва заметный накат и тускло светящийся светофор.

Линия Белев - Козельск
Линия Белев - Козельск

Немного об архитектуре. Этот вокзал несколько отличается от общего стиля, в которых были возведены остальные станции на этой заповедной линии. И вместо двухэтажного здания здесь было построено вытянутое одноэтажное.

-9

Уже после отмены пассажирского музея, РЖД по собственной инициативе решило организовать внутри вокзала музей, а на самой станции увековечить состав времен ВОВ во главе с паровозом Эм-725-18.

Именно такие паровозы трудились на наших железных дорогах во время войны. А этот паровоз был выпущен почти сотню лет назад в 1933 году.

-10

Некоторое время паровой локомотив стоял на постаменте около вокзала, но позднее был перемещен на пути к мемориальному эшелону. Такой вот музей под открытым небом. Можно подойти и потрогать руками настоящую легенду, как и вагоны, впрочем.

-11

Будет ли когда - то возобновлено здесь пассажирское движение? Навряд ли. Тот же законсервированный участок Белев - Арсентьево почти полностью разграбили, уничтожив систему сигнализации и блокировок, разобрав даже "костыли" во многих местах. А для возобновление пригородного пассажирского движения нужны веские основания.

-12

Сейчас же между Белевым и Козельском идет довольно неплохая автомобильная дорога, по которой действует автобусное сообщение между этими двумя районными центрами в Калужской и Тульской областях.

Скорее всего станция обречена на дальнейшее затухание оставшегося грузового движения с последующей консервацией. А все потому, что в этой части страны, автомобильные перевозки экономически более выгодны и перспективны. И этот тренд заметен уже не первое десятилетие, да и его не переломить.

Делитесь статьей в социальных сетях, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал - так вы поможете каналу в развитии.

А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!