В прошлом выпуске мы разобрались с тем, что такое тангаж, теперь перейдем к крену. Что такое крен? Это наклон самолета относительно продольно оси.
На крыле самолета, ближе к его концам есть специальные поверхности – элероны. Поворачивая штурвал влево/вправо или наклоная вбок ручку, пилот отклоняет эти поверхности. Например, пилот повернул штурвал (или наклонил ручку) влево – при этом элерон на левом крыле отклонится вверх, а элерон на правом крыле отклонится вниз.
В результате подъемная сила на левом крыле упадет, а на правом, соответственно вырастет – самолет наклонится влево. Дальше интереснее. Подъемная сила крыла направлена примерно перпендикулярно его поверхности. Если всю поверхность крыла мы наклонили влево, то и вектор подъемной силы также оказывается наклоненным влево. Теперь, для наглядности, его можно разложить на вертикальную (она борется с земным притяжением) и горизонтальную составляющие.
Прекрасно видно, что горизонтальная составляющая будет тянуть самолет в ту сторону, куда его наклонил пилот. Собственно вот так, создавая крен в ту или другую сторону, пилоты и управляют самолетом в полете в горизонтальной плоскости. Крены самолета прекрасно видно и пассажирам, стоит только добавить, что пассажиры не всегда верно могут оценить углы этих кренов. Например, угол крена в Normal Law (это один из режимов управления) на Airbus A320 ограничен величиной примерно 30° и в обычном полете его никто из пилотов не превышает, а вот из пассажирского салона кажется, что самолет летит чуть ли не на боку.
Остальные статьи тут!