Художественное творчество людей и искусственных нейросетей меньше чем за год прошло путь от спорной сенсации на Christie’s до роскошной и увлекательной выставки в Эрмитаже.
...За несколько часов до закрытия выставки «Искусственный интеллект и диалог культур» в Эрмитаже я на неё попал. И не пожалел – всё-таки удивительно, какие странные узоры плетет жизнь из решений и их последствий, которые не очень-то ожидал.
В прошлом году в конце августа – меньше года назад, что выглядит сейчас удивительным, – я обратил внимание и даже писал у себя в канале (@techsparks в Телеграме ) про новость о том, что на аукционе Christie’s появилась картина авторства французской группы Obvious, в которой нет художников, но есть маркетологи и программист. Картина была создана нейросетью, обученной на классической портретной живописи. Факт появления картины на авторитетном аукционе представлялся знаковым, хотя эстимейт (около 10 тыс. долларов) не впечатлял.
Чуть позже в Линце на фестивале искусств Ars.Electronica, где мне повезло побывать, случилось много разговоров и споров об этой картине, а еще там было много знакомств, среди них – очень интересные российские художники Егор Крафт и Дмитрий ::vtol:: Морозов. В октябре творчество Obvious ушло с аукциона по цене 432 000 долларов, что многих впечатлило, кого-то возмутило, но в любом случае стало знаком формального признания творчества с помощью нейросетей мейнстримом.
Подтянулись и другие художники, стали возникать тематические экспозиции, а на втором крупнейшем мировом аукционе Sotheby’s в марте уже этого года появилась еще одна портретная работа, на этот раз в виде динамического арт-объекта: заключенный в каштановый корпус вычислительный блок генерировал неповторяющиеся и плавно перетекающие из одного в другое лица людей. Правда, тут много денег Mario Klingemann заработать не смог, его Memories of Passerby в неудачное время попали: на вебе уже вовсю работали сервисы, генерящие сколько угодно несуществующих и очень реалистичных лиц (один из наиболее известных и качественных - https://thispersondoesnotexist.com).
Ну, а в мои байки о будущем как раз с прошлой осени прочно вошел и этот сюжет: о соавторстве людей и машин в большом изобразительном искусстве (в музыке-то мы сами этим еще с 2017 занимались в Яндексе, не подозревая, что находимся в модном тренде).
К чему я все эти события последнего года описываю? Да вот как раз к тому, что рассказывая эти истории еще несколько месяцев назад, я совсем не предполагал, что в июне в Эрмитаже в Санкт-Петербурге откроется временная экспозиция, на которой будут и работы Obvious, и сменяющие друг друга жутковатые лица из MemoriesofPasserby, и рядом с ними новые интересные работы Дмитрия и Егора, а еще и другие интересные и часто красивые работы художников разных стран, работающих с искусственным интеллектом.
Все эти разрозненные, казалось, имена вдруг сошлись не просто на слайдах одной лекции – а под одной крышей российского музея, да еще под какой крышей – здания Генерального штаба:)
Как часто бывает – все произошло быстро – и неожиданно хорошо при том. И вот сегодня я успел на этой выставке побывать, чему сильно рад. Все-таки в рассказах и спорах приятнее – да и часто убедительнее – упоминать не далекие аукционы и неведомые имена, а ссылаться на эрмитажную выставку. Людей, кстати, на ней было сегодня навалом. Вот несколько картинок оттуда.
Quayola, "Летние сады" (Италия) - как написано в экспликации, "посвящение французскому импрессионизму, и особенно поздним работам Клода Моне... Современные технологии позволяют не только уловить красоту момента, но и сгенерировать ее на глазах у зрителей." Видео колышущихся под ветром цветов перерастает в завораживающие тягучие графические вариации на тему этого зрелища. Очень залипательная штука.
Отдельно впечатляет, что на выставке есть работы Константина Новосёлова - того самого физика, который не так давно получил Нобелевскую премию за открытие графена.
А главное, конечно, я очень рад за всех авторов, белковых и небелковых, чье творчество теперь уверенно себя чувствует в лучших музеях мира и России.