Становление человеческой личности проходит несколько этапов. В период 3–5–6 лет ребёнок испытывает искреннее удивление от образов окружающего пространства – именно в это время рождающаяся личность неосознанно вбирает в себя те модели смысла и деятельности, которые будут для неё ценностными установками на всю жизнь. Для психологов стало классическим изречение Л.Н. Толстого о том, что от пятилетнего ребёнка до взрослого человека – один шаг, в то время как от новорождённого до пятилетнего – гигантское расстояние. Кто-то мог бы с этим поспорить, но нельзя не признать важность стадии роста, в чьих рамках любое проявление мира может серьёзно влиять на психическое состояние человека. Весь подрагивающий перед глазами космос, частью которого он оказался, делится в сердце ребёнка на «Я» и «Не–Я»; причём, малышу неясно, какая из составляющих важнее. Если ребёнок окружён любовью родителей, он получает больше энергии позитивного настроя на жизнь; личные и бытовые потрясения в эти годы могут на долгое время отозваться наваждениями невротизма.
С 6–7 лет мальчик и девочка начинают осознавать, что окружающая действительность предъявляет к ним требования, которые стоило бы удовлетворять через примерное поведение и искреннее желание заработать похвалу от старших – часть детей, однако, отказывается от этого пути (как правило, это и есть те, кто получил психические травмы в более раннем возрасте). Несколько лет мальчики и девочки, в большинстве своём, ведут в меру рассудочный образ жизни, связанный с усваиванием стандартного набора школьных знаний (по сути, по многим установочным позициям идёт продолжение первой фазы развития психики); после чего почти у каждого подростка наступает так называемый «переходный» возраст, связанный с осознанием уникальности собственной личности и, конечно, с пробуждением в теле сексуальной природы.
На недели, месяцы и годы юноша и девушка могут попасть в потоки ощущений, что он (или она) является если не главным, то, несомненно, самым особенным существом на планете, которому окружающие должны выражать соответствующее уважение – мера уважения, причём, оценивается крайне болезненно (более всего это касается мнений представителей противоположного пола). Оборотной стороной переходных состояний, конечно, является скрытое чувство неуверенности человека – неуверенности во всём, что касается жизни в целом; и, непосредственно, твоей жизни в этой Вселенной. Родительская опека уже за спиной, и ты – один на один с миром, который сейчас представляет собой нечто тебе враждебное – со своими тайнами и законами. А что знает о мире человек? Ничего! Период растерянности у подавляющего большинства людей рано или поздно проходит – человек понимает, что всё выглядит не так угнетающе, как казалось; что люди тысячелетиями жили, живут и собираются жить на Земле; что жизнь ставит перед ним, человеком – думающей личностью, – задачи, которые нужно выполнять; представляет вопросы, которые нужно решать. И многочисленных радостей жизни никто не отменял!
Начинается этап осознанных и неосознанных проб и ошибок. Именно сейчас человек чувствует полноту сил, дающих возможность их примерить к изменению всего, что в мире можно изменить. Пусть не хватает образования; пусть до конца не понимаешь, что и как в мире устроено – это дело наживное – главное, всё менять; и менять в сторону своих предпочтений. В это время предпринимаются творческие проекты, строятся самые смелые планы; рождаются браки, а в них – дети. Энергии, чувствует человек, хватит на долгую, счастливую жизнь. Главное, побороть то, что мешает идти вперёд. А что мешает? В подавляющем большинстве случаев – всё та же неуверенность, которая, как и в прошлый период жизни, нет-нет, и даёт о себе знать. Конкретное прошлое цепко держит за ноги конкретного человека в его развитии – в первую очередь, за счёт прилипших к личности неврозов как результатов прежних психических травм. Бывают люди более свободные от неврозов, бывают менее свободные; но не свободны от них все. Люди – увы, не боги. Можно ли от неврозов избавиться?
Продолжение следует.