Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!
Со времени каннского и прокатного триумфа фильма К.Тарантино "Криминальное чтиво" прошло не так уж много времени, но фильм практически сразу после выхода на экраны стал неиссякаемым источником культового поклонения и подражания.
Откровенно пародийный стиль этой гангстерской истории стал теперь расхожим штампом в десятках лент с аналогичным кроваво-абсурдистким сюжетом. А сам Тарантино - желанной фигурой бомонда.
"Криминальное чтиво" вновь сделало суперзвездой Джона Траволту ("Феномен", "Без лица" и др.) и приумножило популярность Брюса Уиллиса ("Крепкий орешек", "Последний бойскаут" и др.) и Умы Турмэн ("Даже девушки-ковбои иногда грустят").
И поистине хитом стал рок-н-ролл, под который персонаж Траволты отплясывает в ресторане со своей партнершей-наркоманкой...
Многие строгие критики упрекали Тарантино в аморализме.
Но может ли пародия на жестокие гангстерские боевики быть моральной? И если да, то насколько?
Бесспорно, будь я в жюри Каннского фестиваля в 1994 году, мой голос был бы отдан драме Никиты Михалкова "Утомленные солнцем". Но жюри проголосовало за Тарантино. Значит, у пародии нынче больше поклонников, чем у психологической драмы. Даже среди профессионалов...
Александр Федоров, 1998
КТО-ТО СЛЕДИТ ЗА МНОЙ / SOMEONE'S WATCHING ME. США, 1978
В этом триллере Джон Карпентер ("Нечто") умело нагнетает атмосферу нервного ожидания, порождаемого телефонными звонками маньяка-убийцы.
Фильм "Кто-то следит за мной" поставлен явно в духе хичкоковского саспенса.
А Лорен Хаттон замечательно играет разнообразные оттенки страха, охватывающего ее героиню...
Впрочем, главные фильма Карпентера были в то время еще впереди...
Александр Федоров, 1990
P.S. Подробно о творчестве зарубежных кинозвезд и режиссеров можно прочесть в моей монографии: Федоров А.В. "Западный экран: авторы и звезды (записки из прошлого века)" (книга вышла уже несколькими изданиями, начиная с 2011 года), которая есть в сети (а pdf) в свободном доступе...