Страбон – человек, давший миру систематизированные знания по географии. При чем этот предмет, географию, ему пришлось осваивать, меряя землю собственными ногами.
Он редко доверял чужому мнению и сомнительным пересказам увиденного, поэтому предпочитал сам все пощупать и за всем понаблюдать. Свои наблюдения он собрал в 17-ти томном сочинении, которое известно под названием: «География». Есть сведения, что был у Страбона еще один труд «Исторические записки» в 43 томах, но до наших дней они не сохранились.
Жил собиратель географических знаний на стыке тысячелетий, в I веке до нашей эры и в I веке от рождества Христова. Его родина – малоазийский городок Амассия, расположенный в близости от двух морей, Чёрного и Средиземного, и как тут было не заразится мыслью, узнать, что же там за этими морями.
Интерес подогревали и учителя, которых состоятельные родители мальчика нанимали для его обучения. Учителя и впрямь были замечательными, так как географ всегда помнил о них, и не забыл упомянуть их имена в своих трудах. Они и познакомили своего ученика с философией Зенона – основателя школы стоиков, от него у парня выработалось ровное и спокойное отношение ко всему, происходящему вокруг. Он никогда не давал выхода чрезмерным чувствам и старался сохранять со всеми ровные отношения.
В науках ему тоже ближе были не экспериментальные исследования, а скрупулёзное изучение и классификация имеющихся фактов. Эта его черта характера очень пригодилась в путешествиях, когда надо было дотошно записывать увиденное, а потом обобщить и разложить по полочкам. Причем, каждую «полочку» он старался заполнить максимально, собирая и описывая все мелочи быта и значимых событий каждого региона.
Его первым путешествием стала поездка в Рим. Тогда там происходили довольно значимые исторические события: был убит Гай Юлий Цезарь, а на его место пришел Октавиан Август, жизнь и дела которого и стал описывать Страбон.
В то время в моду вошли туристические путешествия и лучшим подарком были карты, стилизованные под вазу или ещё какую-то интересную штуковину, украшающую жилище. На ней указывались расстояние и точное географическое положение объектов. Похоже, что здесь, впервые, и были использованы знания Страбона о географии. В то время он пересмотрел и подправил труды и карты своих предшественников, скрупулёзно отметив истинное положение тех или иных населённых пунктов.
Упорядочением землеустройства занялся и сам римский император, который приказал установить верстовые столбы и указатели. Изучив земли, являвшиеся владением Рима, Страбон предпринимает более дальние путешествия. С ним в дорогу собирается историк Феофан Митиленский, который в свое время сопровождал в походах Помпея, и будущий управляющий Египта Элий Галлий. Среди его попутчиков был и полководец Публий Сервилий Исаврийский. Есть предположение, что вместе со Страбоном странствовал и поэт Гораций.
Географ никогда подробно не останавливался на общеизвестных вещах. Хотя он часто бывал в Египте, никогда долго не распространялся о пирамидах. Его больше привлекали малоописанные скульптуры и строения. Например, скульптура священного быка Аписа в Мемфисе, которого египтяне почитали, как воплощение бога Пта.
Описывает путешественник и Меридово озеро, рядом с которым было выстроено огромное здание по повелению фараона Аменемхетона III в XIX веке до н. э. Это был лабиринт, который географ по значению сравнивает с пирамидами. Рядом с ним покоился в своей гробнице и сам строитель.
Расскажет он и о городе Гелиополе, где его так поразят большие дома жрецов, когда-то изучавших здесь философию и астрономию. Страбон жалеет, что теперь жрецы забросили свои высокие занятия, и стали совершать лишь жертвоприношения богам.
Путешественник в деталях описывает Фивы – город мёртвых, за пределами которого начинается бескрайняя пустыня. Здесь же, у подножья высоких скал, стояли храмы. А в скалах были скрыты гробницы знатных особ. Уже тогда эта местность пользовалась популярностью у туристов. Путешественники замирали при виде величавой статуи Аменемхета III, которая ранним утром встречала восход солнца пением. Предполагалось, что со сменой температур, которые характерны для пустыни, из полостей в статуе с шумом выходил воздух, создавая эффект пения.
В путешествие по Египту Страбон отправляется в 26–24 годах до н. э., когда страной фактически правит наместник императора Элий Галл. Он, по старой дружбе, помогает географу справляться с трудностями подъема по Нилу.
Благодаря ему, Страбон спокойно добирается до Сиены и границ Эфиопии. В своих трудах путешественник подробно описывает город Александрию – тогдашний центр науки и культуры, который он знал досконально. Не стоит труда составить по этому описанию план города, который был заложен при Александре Македонском, ходившим в эти места с военными походами.
Александрия в то время была и крупным портом, откуда в плаванье уходили большие суда. Отшвартовывались от берега и небольшие суденышки с любителями древности. Обычно, дорога начиналась под звуки флейты и завершалась под возгласы восторженных пассажиров в районе города Канопы. Этот город был своеобразной туристической Меккой, где уже в то время стояла масса гостиниц, а по берегам были установлены смотровые вышки и беседки.
Страбон тоже начал свой путь с этого канала, но, в отличие от туристов, успел посетить Мемфис – озеро Мерида – Абидос – Фивы – Сиена – острова Элефантина и Филе.
Это путешествие - ничтожная часть того пути, который пройдет странствующий географ. В его описаниях читатель найдет рассказы о Каппадокии и Фригии (в Малой Азии), об Эфесе и Кикладских островах, о горах Тавриды и подножии Кавказа.
Особое отношение у него было к городу Коринфу, который то разрушали захватчики, то вновь возрождали из пепла. В VII–VI веках до н. э. он своим великолепием превосходил красоту Афин. Здесь обосновались знаменитые мебельщики, архитекторы, судостроители, создавшие новый тип военного судна – триеру. Город имел выгодное географическое положение и соединял торговыми путями Центральную Грецию с Пелопоннесом. Через него шли дороги в Италию и Малую Азию.
Проведя всю свою жизнь в бесконечных путешествиях, Страбон описал пять из семи уже известных к тому времени чудес света, но, то ли в силу его флегматичного характера, то ли благодаря выработанной с годами сдержанности, их описание не производит впечатления истинного чуда.
Он отмечает, что сады в Вавилоне уже отсутствуют, Фарос – скала, выдающаяся в море, и на ней стоит башня из белого мрамора, которую подарил местным мореплавателям Сострат из Книда. Зато его восхищает статуя Зевса Олимпийского.
Также, как и о храме Артемиды Эфесской, не забыв, однако, упомянуть печально известного Герострата.
Путешествовал Страбон и по Колхиде, дойдя до побережья Каспийского моря, правда, он считал, что это море является заливом океана. Колхида привлекала его древними мифами, где говорилось, что люди там черпают руками из горных рек и ручьев золото, поэтому и отправлялись в эти края за золотым руном. Главным городом там был портовый город Фазис, предположительно, Поти, хотя столицей считался город Архиополис, обнесенный крепостными стенами.
Ученый был уверен, что его труды обязательно пригодятся, так как география служит нуждам государства. Страбон говорил, что арена деятельности государства — земля и море, поэтому правители должны иметь представление о всей земле, чтобы использовать знания в мелких делах и великих предприятиях».
Современники не интересовались его трудами, гораздо позже, 500 лет спустя, их стали детально изучать в Византии.
Если вам интересна эта статья — поставьте ей лайк. Это поможет каналу расти и развиваться, а новые статьи будут чаще показываться в вашей ленте. Также буду рад, если вы подпишетесь на мой канал.
Хотите обсудить статью и пообщаться с автором? Жду вас в комментариях!