Найти тему
Основной аэродром

Вокруг света за 9 дней на уникальном самолёте Бёрта Рутана

Оглавление

С 16 по 18 января 1957 года троица стратегических бомбардировщиков Boeing B-52B Stratofortress выполнила кругосветный полёт. Фактически этот полёт был демонстрацией силы и проходил с несколькими дозаправками от Boeing KC-97 Stratofreighter. Но спустя почти 30 лет был построен уникальный самолёт, который смог совершить беспосадочный перелёт вокруг Земли без единой дозаправки! Именно о нём я сегодня и расскажу.

Один из трёх Boeing B-52B Stratofortress, выполнивших кругосветный полёт. Фото: обложка журнала Life от 28 января 1957 года
Один из трёх Boeing B-52B Stratofortress, выполнивших кругосветный полёт. Фото: обложка журнала Life от 28 января 1957 года

Бёрт Рутан

Американского авиаконструктора Элберта Леандера (обычно называемого просто Бёртом) Рутана можно смело ставить в один ряд с пионерами авиации — братьями Райт, Луи Блерио, Анри Фарманом и прочими. Его летательные аппараты отличались оригинальностью конструкций, мощностью и лёгкостью. Рутан ставил перед собой задачу повысить энергетическую эффективность самолётов за счёт нестандартных, новаторских аэродинамических схем. Это сделало его известным в эпоху, когда разработка нового самолёта — заслуга большого коллектива инженеров и конструкторов, имена которых мало кто знает.

Бёрт Рутан с моделями своих самолётов. Фото: stargazer2006.online.fr
Бёрт Рутан с моделями своих самолётов. Фото: stargazer2006.online.fr

Пару месяцев назад в комментариях один из читателей спросил — а будет ли статья о Бёрте Рутане? Я подумал и решил, что лучший рассказ о конструкторе — рассказ о его самолётах.

Model 76 Voyager

В один день 1981 года Бёрт Рутан обедал вместе со своим братом Дирком, бывшим военным лётчиком, и их общей знакомой — американской лётчицей Джиной Игер. Во время беседы к ним пришла идея создания летательного аппарата, способного совершить беспосадочный перелёт вокруг Земли без единой дозаправки. Первые наброски Бёрт сделал на обрывке обычной салфетки. Самолёт назвали Rutan Model 76, позже добавив имя Voyager (в переводе с английского — «путешественник»).

Rutan Model 76 Voyager. Проекции. Фото: Tony Barnes, журнал Air Pictorial №1/1988
Rutan Model 76 Voyager. Проекции. Фото: Tony Barnes, журнал Air Pictorial №1/1988

Самолёт был построен группой волонтёров-энтузиастов под руководством главного конструктора Бёрта Рутана. Работы над Voyager велись в Мохаве, Калифорния на базе компании Rutan Aircraft Factory и специально созданной организации Voyager Aircraft. Весь процесс занял 5 лет, хотя первоначально братья Рутан планировали уложиться в 18 месяцев. Зато братья смогли реализовать проект исключительно собственными силами, без финансирования правительства.

Для такого дальнего полёта критичным являлись вес самолёта и способность держаться в воздухе максимально долго. Снизить вес пустого самолёта удалось за счёт использования новейших композиционных материалов — в конструкции планера не было ни одной металлической детали. Благодаря этому, вес Voyager составил всего 426 килограммов при размахе крыла 33,77 метров и длине фюзеляжа 7,74 метра.

Rutan Model 76 Voyager. Фото: airandspace.si.edu
Rutan Model 76 Voyager. Фото: airandspace.si.edu

Конструкция была двухбалочной и отличалась высокими аэродинамическими характеристиками. Крыло типичное для планеров — очень длинное и тонкое. Всё это позволяло существенно экономить топливо в полёте. Но все равно — в топливные баки помещалось 3180 килограммов горючего. 72% от допустимого стартового веса самолёта! У современных авиалайнеров этот показатель не превышает 40 процентов. Топливные баки в Model 76 размещались везде — в крыле, фюзеляже, боковых балках, даже в горизонтальном оперении. Для обеспечения устойчивого полёта в процессе выработки горючее перекачивалось между баками по определённой схеме.

Силовая установка Voyager состояла из двух поршневых двигателей — переднего Teledyne Continental O-240 мощностью 130 лошадиных сил и заднего Teledyne Continental IOL-200 в 110 «лошадок». В режиме крейсерского полёта со скоростью 193 км/ч носовой двигатель должен был отключаться для экономии топлива. Кабина Model 76 объёмом 70х210х140 сантиметров была достаточно вместительной для размещения 2 членов экипажа.

Rutan Model 76 Voyager в полёте. Фото: airandspace.si.edu
Rutan Model 76 Voyager в полёте. Фото: airandspace.si.edu

22 июня 1984 года Дирк Рутан впервые поднял самолёт в небо. Начались подготовительные полёты и доводка новой машины перед самым главным стартом Voyager.

Кругосветный полёт

К декабрю 1986 года все приготовления были закончены. Местом старта выбрали 4600-метровую взлётно-посадочную полосу авиабазы Эдвардс в пустыне Мохаве. 14 декабря Дирк Рутан и Джина Игер разместились в кабине Model 76 Voyager. На борт были погружены также по 10 килограммов еды на время полёта, 40 литров воды, спасательный комплект и запасное масло для двигателей. Самолёт начал разбег. В конце полосы, непосредственно перед отрывом, возникли сильные колебания крыла и концовки консолей ударились о бетонную поверхность. В итоге было потеряно два фрагмента обшивки консолей. Но исторический полёт решили не прерывать.

Дирк Рутан и Джина Игер в кабине Rutan Model 76 Voyager. Фото: airandspace.si.edu
Дирк Рутан и Джина Игер в кабине Rutan Model 76 Voyager. Фото: airandspace.si.edu

Во время полёта Дирку и Джине пришлось столкнуться с множеством трудностей. Переменчивая погода заставляла менять курс, перегревшийся двигатель остановился и авиаторы раздумывали об аварийной посадке, тесная кабина не позволяла полноценно отдохнуть, отказывали автоматические топливные помпы и стартеры. И это не говоря уже о постоянной болтанке и шуме от работающих двигателей.

Но лётчики с честью выдержали все испытания. Если Boeing B-52B Stratofortress, упоминавшиеся в начале статьи, преодолели расстояние в 39 165 километров за 45 часов и 19 минут, то Дирк Рутан и Джина Игер провели в воздухе 9 дней 3 минуты и 44 секунды, пролетев за это время 42 432 километров. 23 декабря 1986 года Voyager приземлился на авиабазе Эдвардс. Международная авиационная федерация зачла «всего» 40 212 километров, но это не уменьшает значимости этого полёта.

Rutan Model 76 Voyager в полёте над пустыней Мохаве. Фото: burtrutan.com
Rutan Model 76 Voyager в полёте над пустыней Мохаве. Фото: burtrutan.com

Полёт Model 76 Voyager сделал Бёрта Рутана по-настоящему всемирно известным. Сегодня этот уникальный самолёт можно наблюдать в экспозиции Национального музея воздухоплавания и астронавтики в Вашингтоне. Ну а сам конструктор продолжил создавать не менее интересные летательные аппараты. Впрочем, это уже тема для других статей.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!
__________________
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com