Найти тему
Sakh.online

Май первой сахалинской «революции»

Оглавление

Конец последнего месяца весны в уходящем столетии для сахалинцев был во многом революционным. Именно в это время остров прогремел на весь Союз первым масштабным народным митингом. В это же время год спустя сахалинцы оправились на Первый Съезд народных депутатов СССР. Как это было, 30 лет спустя вспомнил наш корреспондент.

Май, 1989-го. Молодо — не зелено. Избранника островного региона идут из гостиницы «Россия» в Кремль на 1-й съезд народных депутатов СССР. Крайний слева — журналист Виталий Гулий, справа — самый знаменитый бульдозерист региона Иван Ждакаев. Фото с сайта краеведческого музея Сахалинской области.
Май, 1989-го. Молодо — не зелено. Избранника островного региона идут из гостиницы «Россия» в Кремль на 1-й съезд народных депутатов СССР. Крайний слева — журналист Виталий Гулий, справа — самый знаменитый бульдозерист региона Иван Ждакаев. Фото с сайта краеведческого музея Сахалинской области.

Митинг, который «выстрелил»

Конечно, до Первого Съезда народных депутатов СССР ещё предстояло дожить. Причём одних из ярких закопёрщиков перемен в стране неожиданно стал именно Южно-Сахалинск. Здесь 21-го, затем 28 мая 1988 года у драмтеатра проходят бурные митинги, собиравшие от одной до нескольких тысяч человек. Все началось по призыву собкора Гостелерадио СССР Владимир Мезенцева прийти на съёмку телепередачи «Прожектор перестройки», посвящённой махинациям с выборами делегатов на ХIХ Всесоюзную партконференцию и борьбе с привилегиями номенклатуры. Экстремистских призывов там не звучало. Руководить процессом взялся замдиректора щебёночного карьера «Сахнеруд» Сергей Михайлов. Невысокий коренастый богатырь, спокойно и уверенно следил за порядком. Уже через несколько лет народ изберёт его депутатом в Верховный Совет РСФСР.

Народ тогда выразил недоверие обкому партии и выдвинул на партийную конференцию своих делегатов. На митинге записывали и желающих в инициативную группу, в которую, насколько помню, вошли упомянутый выше Сергей Михайлов, много молодёжи из треста «Дальморнефтегеофизика», возглавляемого Эдуардом Кроппом, невнятно-косноязычного Виктора Ковинько, сделавшего впоследствии карьеру на имуществе области, две удивительные Веры — Румянцева и Болтунова, Галина Казачинина и журналист-раскольник Петр Лякутин. Последний увёл из главной газеты области «Советского Сахалина» группу коллег, создав скандальную газету «Свободный Сахалин» и свою типографию (правда, не без помощи бюджета). Еще в этой группе был Евгений Мардерфельд, будущий столичный бизнесмен с неоднозначной репутацией. Справедливости ради отметим, немало оказалось и тех, кто «шёл на баррикады» искренне и бескорыстно, желая только добрых перемен для всех...

Вконец осмелев, уже на втором митинге люди держали плакаты: «Долой привилегии!», «Даёшь перестройку!». И даже... «Поднимем боевитость партийных организаций!». После эмоционального всплеска толпы, неожиданно поддержанного в Кремле, случилась отставка тогдашнего руководителя региона Петра Третьякова.

Отставка по требованию митинга, наверное, в Союзе была как первый мощный выстрел. Вдохновившись результатом, активисты уже второго июня формируют ДДП — демократическое движение за перестройку. Провозглашаются цели: борьба с бюрократизмом в партийных и советских органах, развитие демократии и решение экологических проблем.

Забегая вперёд, стоит напомнить, что в ДДП поддержат и кандидатуру московского экономиста профессора Валентина Фёдорова в Верховный Совет РСФСР. В 1990-м он станет председателем Сахалинского исполкома областного Совета народных депутатов, а потом провозгласит себя и первым губернаторам, причем не только на Сахалине и Курилах, а во всей постсоветской России. Ельцину понравилось. Так с лёгкой руки Фёдорова в стране прижились губернаторы.

Первый независимый избранник

Созывало ДДП и местные «Гайд-парки», на которых тусились в хорошие дни от сотни и более человек. А в марте 1989 года, когда состоялись первые выборы высшего органа власти СССР — Съезда народных депутатов — оно поддержало кандидатуру корреспондента газеты «Советский Сахалин» Виталия Гулия, как реальную альтернативу первому секретарю обкома КПСС. Гулий и победил. На съезд народных депутатов были избраны также Иван Ждакаев, бульдозерист леспромхоза, набиравший популярность «народный трибун» и Сергей Караганов, тоже вполне вменяемый человек, первый секретарь Охинского горкома комсомола. Уже непосредственно Съездом членом Верховного Совета СССР от нашей области избрали только Виталия Гулия. После краха Союза он перейдёт на работу к Борису Ельцину, станет его первым полпредом на Сахалине. Будет и на руководящих должностях в администрации президента.

-2

Эту книгу следствие посчитает экстремистской и вернёт на доработку.

Закончив госслужбу, он напишет книгу, в которой, как говорят читавшие, есть скандальные акценты, как глава про «голубую мафию» во власти и даже антисемитские выпады. За последние бывшие коллеги по власти якобы и накатают на него в органы. Появится уголовное дело о возбуждении ненависти.

Сам Виталий Валентинович с таким посылом не согласится. Тем не менее, автора даже показательно арестовывали, снимая с рейсового самолёта. Чем закончилась громкая история, не ясно. Но главное, земляк наш на свободе. При случае о нём стоит рассказать подробней — человек он, как видим, совсем неоднозначный. На Сахалине его давно тоже воспринимают, скажем так, по-разному. Особенно после ЧП, когда он, вероятно, подшофе, выстрелил из пистолета в человека, справлявшему малую нужду в неположенном месте...

Однако вернёмся к самому Первому Съезду, отмечающему в эти дни своё 30-летие.

Забытый воздух свободы

Да, тогда всё было впервые. Сначала избирателям впервые (!) предоставлялся выбор между несколькими кандидатами. Также впервые в СССР публично обсуждались различные предвыборные программы. И на теледебатах тоже! В Южно-Сахалинске 30 лет назад на излёте мая прошёл даже специальный митинг в честь первой годовщины первого несанкционированного на острове митинга в 1988 году.

Съезд впервые за долгое время собирался на альтернативных началах и в условиях уже явного кризиса в экономике. Последний стал возможен из-за странных нововведений правительства, политического и идейно-политического раскола в обществе, вызванного развернутой рядом популярных СМИ, информационно-психологической войной против былых ценностей. Началась ревизия нашей истории и ниспровержения личностей в ней...

Сегодня о Съезде народных депутатов СССР, собравшемся, повторю, тридцать лет назад, увы, страна почти не помнит. По опросу ВЦИОМа, хорошо знают о нём 15 % россиян, что-то слышали — 42 %, слышат впервые — 43 %. В группе 25-34 года эти же цифры составляют соответственно 10 %, 44 % и 46 %. Среди людей старше 60 лет знают об этом хорошо 23 %, кое-что слышали — 42 %, и... впервые услышали только что — 35 %. Получается, треть тех, кто тогда был во вполне зрелом возрасте, забыли про этот Съезд.

Да, он начался как большой митинг и через два с небольшим года канул в Лету, хотя его никто не разгонял и сам он никаких решений о самороспуске не принимал. Постановил лишь, что собирать его до окончания кризиса нецелесообразно. В начале 1992 года его попытались собрать те из депутатов, которые все-таки считали, что у них есть некие государственные обязанности перед страной и избирателями. Увы и ах, большая часть былых избранников на Съезд просто не явилась.

Из того же опроса следует: только 23% думают, что собирать его действительно было нужно, 42% — скорее нужно, чем нет, 17% — что собирать его было не нужно, а 18% затруднились ответить, зачём все это действо создавалось...

Что лично мне запомнилось? Попытки Горбачёва, избранного Съездом президента страны, заткнуть рот академику Сахарову. Мы даже со Светланой, коллегой по газете, отбили телеграмму в защиту академика. Ещё было нескончаемое политшоу в прямом эфире. Воспоминания о Съезде сегодня противоречивые и зачастую злые, типа — был цирк, сгорел, а его клоуны разбежались.

Клоунада с политическим уклоном

Действительно деятельность Съезда с самого начала оказалась дезорганизована и превращена, по сути, в шоу и клоунаду. Выпускали «пар», зато реальные предложения, отражавшие волю большинства, блокировались руководством целенаправленно. Стилистика ведения, навязанная высшим руководством страны, предопределяла дискредитацию форума. Народу показывали самое дорогое представление, правда, с печальным финалом. Так, установили режим работы с трансляцией хода всех заседаний в прямом эфире, что превратило их в способы рекламного эпатажа избранников, быстро сориентировавшихся: главное — не реальное улучшение жизни избирателей, а дерзость и наглость в эфире, создающем лживое впечатление их честной гражданской смелости.

Сторонники сохранения страны (на тот момент, возможно, это был и Горбачев), были в подавляющем большинстве и могли диктовать свою волю. Но руководство зачем-то избрало стиль «выработки консенсуса». То есть, при любом расхождении мнений большинства и меньшинства, президиум отказывался признавать позицию большинства, срывая наметившееся голосование. Зато соглашался принимать решение только при условии мнимого «согласия» большинства и меньшинства. В итоге агрессивно-эпатажное меньшинство нахрапом умножало свои требования.

Более того, с учётом реального расклада сил на Съезде и в обществе, у Горбачева и его окружения были все козыри в руках. То есть, неограниченные возможности принятия любых необходимых законов по оздоровлению общества и подавлению центробежных тенденций, ведущих к краху державы. Но вдруг выяснилось — у него нет никаких вменяемых предложений по развитию страны.

Работа ушла в свисток

К счастью ли, или совершенно наоборот, руководство СССР и Съезда пошло не по пути объединения великой державы вокруг того или иного достойного проекта, а свернуло на кривую тропу постоянной апелляции к депутатам. В результате работа Съезда ушла в свисток, свелась к нескончаемой пустопорожней говорильне на общеполитические темы. Абсолютно несоразмерную роль придавали позиции депутатов от Москвы, Ленинграда и Прибалтийских республик, явно контрастировавшие с позицией остальной страны. Сегодня понятно, зачем — чтобы расшатать ситуацию и сделать развал ее необратимым.

Именно этим депутатам передали право определять повестку дня, действовать с нарушением регламента и даже саботировать голосование при неудобном для них раскладе голосов. Горбачев и Президиум Съезда, сегодня это отчётливо видно, практически использовали антиконституционно ориентированное меньшинство из столиц и Прибалтики для блокирования работы большинства Съезда.

В итоге все это привело к дестабилизации и развалу страну. После чего Съезд прекратил свои шоу и разошёлся навсегда, оставив на память разрушенное Союзное государство, потеря множеством русских Родины (они оказались в одночасье в «чужих» республиках), мытарства и гибель тысяч людей в межнациональных конфликтах...

Какая роль во всём этом депутатов от островной области? Делать вывод волен каждый из нас.

Мы очень рады, что вы прочитали этот материал до конца, ведь наши ребята очень старались, чтобы вам было интересно. Если понравилось – ставьте большой палец вверх и подписываетесь на наш канал. Обещаем, что будет еще круче интереснее!