Гейша в деталях
В марте этого года в журнале «Вокруг света» вышел написанный нашим худруком Марией Емельяновой материал, сопровождавший интервью с гейшей Эмия
из Канадзава и посвященный описанию деталей формального костюма гейши.
По понятным причинам, все, что было написано для этого материала не могло поместиться на одной полосе, а между тем, деталей куда больше, чем попало в журнал.
Мы думаем, прошло уже достаточно времени, чтобы мы могли опубликовать первоначальную версию этого текста.
(картинки из интернета)
Слово «гейша» (гэйся) означает «человек искусства», артистка. Ее основная работа — развлекать гостей на традиционных банкетах-одзасики. До середины 18 века профессия «гэйся» была исключительно мужской (так называли в веселых кварталов шутов-заводил — хоканов и барабанщиков тайкомоти, в наше время также есть артисты, которые выступают в этих амплуа), но в наше время подавляющее большинство гейш — женщины, а само это слово звучит синонимом воплощенной женственности.
Наряду с Фудзи, сакурой, икэбана и чайной церемонией, гейши являются своеобразным символом Японии, и для большинства европейцев ее белый грим, традиционная прическа и кимоно с далеко откинутым назад воротом будут вполне узнаваемы.
Но не все гейши одинаковы. В разных регионах свои традиции, так что костюм гейш из Киото будет отличаться от наряда гейш из Токио или Канадзава.
По-разному выглядят гейши-танцовщицы и гейши-музыканты. Последние одеваются скромнее и даже дебютируют в куротомэсодэ — черном кимоно
с орнаментом на подоле и пятью гербами, но без шлейфа. Для большинства японок такое кимоно — самое формальное, присуще только замужней женщине.
Костюм гейш-танцовщиц гораздо более архаичен и зрелищен. Именно такой европейцы привыкли видеть гейшу: в кимоно хикидзури с длинным шлейфом, белым гримом сиронури и прической симада. Наиболее формальный
вариант — куромонцуки-хикидзури, черное формальное кимоно, какие носит большинство гейш-танцовщиц в самых формальных случаях и прежде всего — во время дебюта и на новогодних банкетах.
Разберем в деталях элементы наиболее формального костюма гейши-танцовщицы от пяток до макушки.
Костюм
Гэта — чаще всего гейши носят невысокие и изящные «комати-гэта», «гэта красавицы». Название отсылает к образу легендарной красавицы и поэтессы периода Хэйан Оно-но Комати.
Таби — шитые японские «носки с пальцем». Самые формальные — белые. Застегиваются на пятке на застежки-«кохазэ». С точки зрения японцев, таби — не носки. Для европейских носков используется слово «куцу-сита».
Нагадзюбан — нижнее кимоно. Из-под кимоно гейши виден его подол
и белый воротник на шее. Нагадзюбаны гейш в особо формальных ситуациях — красные, так как красный цвет — символ женственности, а также в китайской традиции символизирует счастье.
Хикидзури/сусохики — кимоно с длинным подолом, который тянется по полу. Архаичный тип формальных кимоно, сложившийся в эпоху Эдо (17— первая половина 19 века). В наше время гейши являются хранительницами традиций и придерживаются старинной формы костюма.
Эдодзума — «эдосский подол» — композиция мотивов на кимоно только
по подолу. В наше время такое расположение орнамента является общим стандартом для формальных кимоно - куротомэсодэ, курохикидзури, иротомэсодэ. Гейши чаще всего носят косидака-эдодзума
(«высокая эдодзума») — кимоно, отличающиеся высоким распространением орнамента по подолу.
Сигоки — гейши и маико, перемещаясь по улице носят подол своих кимоно в левой руке. В период Эдо это было отличительной чертой обитательниц ханамати, поскольку замужние женщины, а также куртизанки из веселых кварталов (ю:каку) носили подолы в правой руке. Однако если нужно освободить обе руки, гейши подвязывают подол кимоно кушаком сигоки.
Фуки — подол кимоно, в который зашит тканевый или ватный валик.
У хикидзури фуки достаточно большой, что облегчает управление подолом,
что особенно важно у кимоно для танцев. На кимоно куртизанок-таю фуки достигали огромных размеров, поскольку считалось, что чем крупнее валик, тем моложе и привлекательнее девушка, но для гейш это неверно.
Черный цвет — наиболее формальный для кимоно (однако в черном кимоно нельзя появиться перед императором). Символизирует благородство
и зрелость.
Белый хиёку — в прежние времена кимоно надевали одно на другое, в наше время нижнее кимоно сменилось фальшивым слоем, дублирующим подол, ворот и края рукавов кимоно. В названии «хиёку» имеется игра слов:
«хиёку но тори» — «пара птиц» — символ неразлучной пары.
Томэсодэ — «подобранный рукав». В отличие от девичьего длинного рукава «фурисодэ» рукав томэсодэ у формальных кимоно — атрибут замужней женщины. Существовала традиция укорачивать рукав свадебного фурисодэ после замужества. Гейши-ученицы носят длинный рукав, а у гейш, начавших карьеру, рукав томэсодэ означает своего рода приверженность выбранному пути.
Фурияцукути. Рукав женского кимоно в наше время открыт со стороны локтя. В 17-м веке этот покрой появился как элемент детской одежды и назывался «фурисодэ» — развевающийся рукав. В наше время фурияцукути является атрибутом любой женской одежды.
Монцуки — кимоно с гербами. Пятигербовое кимоно с гербами также называется «ицуцу-мон». Это наиболее формальный вид кимоно для особых случаев. Гербы располагаются на спине, по два на задней стороне рукавов
и по обеим сторонам груди.
Камон — фамильный или корпоративный герб, который обозначает принадлежность к определенной семье. Гейши носят на кимоно герб своего дома — окия.
Нидзюдайко — двухслойный тайко — разновидность узла тайко-мусуби для формальных оби. Двухслойность узла имеет благопожелательное значение,
а сам узел появился в 18 веке благодаря токийским гейшам, придумавшим его для церемонии открытия моста Тайко-баси.
Мару-оби — «круглый оби» — архаичный и наиболее парадный тип оби,
в наше время его носят чаще всего гейши и иногда невесты. Мару-оби представляет собой сшитую в трубу полосу парчи, в результате чего получается тяжелый пояс, парчовый и с лица, и с изнанки. В длину они бывают
около 4 метров (пояса киотских маико достигают 6 метров).
Обидзимэ — декоративный шнур, благодаря которому фиксируется узел пояса. Обидзимэ завязывается на кома-мусуби — «узел жеребенка», знакомый нам как прямой узел. Важно расположить верхнюю петлю узла слева, а концы обидзимэ заправить за пояс так, чтобы кисточки торчали вверх: повисшие вниз кисточки и петлю справа носят только на похороны.
Обиагэ — декоративный мягкий шарф, предназначенный для маскировки конструктивных поясов, на которых держится завязанный оби. В формальных ситуациях гейши носят ярко-красный обиагэ.
Хан-эри — «половинный воротничок» — сменный воротничок дзюбана.
В отличие от богато декорированных вышитых воротничков гейш-учениц маико и хангёку, полноправные гейши носят простые белые хан-эри —
гладкие или из шелка риндзу с тканым узором.
Нукиэмон — глубокое «декольте» на спине у гейши, призванное с одной стороны продемонстрировать красоту и изящество шеи и спины, которые считаются в Японии очень эротичными, а с другой — уберечь воротник кимоно от соприкосновения с прической и гримом.
Грим
Сиронури — белый грим, используемый гейшами и актерами кабуки.
Для большинства азиатских народов белокожесть ассоциируется с красотой, кроме того, такой грим позволяет сделать лицо более ярким и выразительным. В старину гримировались при помощи свинцовых белил, так что отравление свинцом было для гейш и актеров профессиональным риском.
Самбонаси/нихонаси — неокрашенные полоски кожи сзади на шее у гейш
и маико, которые носят с сиронури. В менее формальных случаях делаются две полоски (нихонаси), в более формальных — три (самобонаси).
Прическа
Симада — целая группа японских причесок нихонгами. В наше время разновидность прически симада — гейко-симада является общепринятой прической взрослых гейш. Менее формальным вариантом используемой гейшами прически является цубуси-симада.
Кацура — гейши не носят традиционную прическу на своих волосах, а вместо этого надевают парик. Парики гейш делают из человеческих волос. Каркас парика делают из металлических обручей и пластин, а японскую прическу нихонгами укладывают на жирный воск бинцуке-абура.
Кандзаси — украшения в прическу. Гейши носят дорогие кандзаси
из черепахового панциря, драгоценных металлов и самоцветов.
Декор их прически скуп и строг, а украшения немногочисленны.
Куси/маэгуси — разновидность кандзаси в виде гребня, который помещается
в переднюю прядь прически. Так как слово «куси» омонимично слову «смерть», гребни куси не принято дарить.
Мимикаки-кандзаси — кандзаси «ушные палочки». Класс кандзаси, имеющих на конце нечто вроде лопатки. В эпоху Эдо на все слои населения кроме самураев и аристократов действовали запреты роскоши, так что эти кандзаси выдавали за палочки для чистки ушей.
Хираути-кандзаси — разновидность мимикаки-кандзаси с плоским диском. Носится в затылочной части прически. Самурайские женщины носили хираути с гербом своего дома. Гейши в конце эпохи Эдо, не имевшие своих гербов, стали заказывать хираути с гербами любимого. В наше время сюжеты и материалы для хираути более разнообразны.
Тама-кандзаси — «кандзаси-драгоценность» — разновидность мимикаки-кандзаси, которую гейши носят в прическе, воткнув ее в заднюю прядь прически. В летний период носят тама-кандзаси с зеленым нефритовым шариком, в зимний — с красным коралловым.
Ко:гай — составная кандзаси, своего рода «кандзаси-меч», который закрепляют в основании магэ — центральной пряди прически. Помимо декоративной функции ко:гай также поддерживает прическу.
Маэдзаси — кандзаси, крепящиеся спереди, сбоку от передней пряди. У гейш они чаще всего выполняются из панциря черепахи, коралла и других благородных материалов. Выбираются в соответствии с сезоном.
Однако в период новогодних банкетов гейши носят особые маэдзаси:
инахо-кандзаси с рисовой веточкой и голубком с одной стороны и со стеблем бамбука с другой. Гейши закрашивают у голубка один глаз. Второй глаз должен закрасить их покровитель или особо уважаемый клиент.
Нэмаки — полоски серебряной бумаги, которыми оборачивают основание центрального пучка-магэ. Чаще всего носятся молодыми гейшами во время дебюта.
Итидомэ — тонкий и прочный бумажный шнур, удерживающий прическу изнутри.
Такэнага — бумажный шнур, стягивающий прядь магэ и возвышающийся над прической сверху.
Веер
Сэнсу/майооги — танцевальный веер с десятью лучами. Такие веера хорошо держат форму в раскрытом состоянии, они отбалансированы, что позволяет их управляемо бросать. В танце гейша при помощи веера может показать самые разные предметы и явления — от горы Фудзи до бутылочки сакэ. Также для всех артистов сэнсу является символической заменой меча — как и любой формальный веер в традиционном японском костюме.