Немногие знают, что до 1986 года на Чернобыльской атомной станции произошли еще пять аварий. Все это время сведения о них не подлежали разглашению.
Информация попала в СМИ только после того, как Украина рассекретила документы советского периода.
С самого начала стройка в Чернобыле шла с нарушениями. Станцию возводили в несколько этапов, начиная с 1970 года, процесс курировали спецслужбы СССР. Уже спустя три года начали поступать сигналы о несоответствии строительных норм.
Одну за другой Киевский обком партии получал докладные записки с грифом «секретно» о нарушениях технологических процессов: ошибки в возведении фундамента, некачественная сварка, низкие сорта стали.
Наиболее плачевная ситуация сложилась с гидроизоляцией и бетонной подготовкой под строительство главного корпуса.
Первая авария на ЧАЭС произошла 9 сентября 1982 года. В это время 1-й энергоблок станции находился в среднем плановом ремонте, который собирались завершить 13 сентября.
Уже 8-го числа почти все работы были окончены и начался пробный пуск реактора. Авария случилась на следующий день между 17 и 18 часами. После того, как по неизвестной причине расплавился технологический канал № 62−44, пароводяная смесь под давлением стала размывать графитовую кладку, унося с собой радиоактивное топливо. Н
икто на энергоблоке сразу не осознал, что произошло. В течение получаса станция продолжала работать в штатном режиме при мощности реактора 700 МВт, а цех наладки и испытаний завершал свою работу.
Лишь через 30 минут стало понятно, что реактор необходимо заглушить. В тот день, когда впервые не сработала аварийная защита, в зоне строгого режима находился 91 человек.
На месте разрушенного канала возникли серьезные повреждения, для их устранения потребовалась тяжелая и очень грязная, с точки зрения радиации, работа.
Ремонт продолжался около 3-х месяцев, после этого 1-й энергоблок снова ввели в действие. Чтобы полностью ликвидировать последствия аварии потребовался почти год.
Участок вокруг зоны разрушенного канала сильно пострадал и остался навсегда нерабочим.
Несмотря на то, что в пространство реактора попало довольно много радиоактивных веществ, повышенный уровень радиации и загрязнения оказались кратковременными.
В момент аварии было зафиксировано превышение излучения в 100 раз, но уже к вечеру 14 сентября, фон пришел в норму.
Меры по устранению выброса провели и в городе. Вопрос об эвакуации не поднимался, но, как и позднее в 1986-м, улицы отмывали пеной, а в детских песочницах заменили песок.
Частичному загрязнению подвергся лес и Киевское водохранилище.
Украинские спецслужбы препятствовали распространению паники и провокационных слухов.
Информация о произошедшей аварии тщательно скрывалась и только в виде регулярных отчетов ложилась на стол партийного руководства области. Техническим ошибкам, на которые указывали ученые не уделили должного внимания.
Возможно, если бы тогда проблемы не засекречивали, а старались их решить, удалось бы избежать последующих аварий на Чернобыльской АЭС, самая страшная из которых произошла 26 апреля 1986 года.