"В сердце даже самого удачливого, самого избалованного ребенка есть печальное воспоминание, когда он был «плохим», не таким, как этого ожидали его родители". Из книги Надежды Марковой "Мамочка, пожалуйста".
Ожидания родителей - вот ключевое слово. Наши родители ожидают чего-то от нас, своих детей, вместо того, чтобы просто раскрывать наши творческие возможности, дарить любовь и тепло, поддержу и понимание. И это выходит боком и им, и нам, ведь у нас потом, в результате такого "ожидательного воспитания", нет истинной близости с родителями, нет желания делиться своими планами, радостями. А бывает и еще хуже - ребенок находит авторитет в детских компаниях вне семьи, а это, как правило, ведет к алкоголизму и наркомании, ведь авторитет в таких компаниях можно заработать только нарушив какие-то правила: закурить, выпить, выкурить больше, чем другие. Иногда это приводит к летальному исходу.
Вот и ожидания моих родителей в отношении меня сыграли со всеми нами злую шутку. Видимо, мои родители хотели вырастить отличницу, гордиться ею и хвастаться всем вокруг. В какой-то мере это у них получилось, но сделало ли это нас счастливой семьей - однозначно, нет. Это сделало нас далекими друг от друга на всю жизнь.
Меня начали готовить к школе за 1,5-2 года до ее начала. Я помню, как мама учила вместе со мной таблицу сложения/вычитания и умножения. Если таблицу сложения и вычитания я быстро освоила, то с таблицей умножения было все намного сложнее. На какое-то короткое время я ее запоминала, а потом также быстро забывала. Кстати, за то, что я так быстро выучила таблицу сложения и вычитания, меня даже не похвалили. Обучение таблице умножения было не в форме игры, конечно же, да и мама была во время наших "уроков" очень отчужденной и усталой. Мне просто называли цифры и готовый результат, а я должна была, по версии родителей, запомнить ее на всю оставшуюся жизнь. Но я очень быстро забывала все математические формулы, как ни старалась моя мама. В один из таких летних дней, когда мы занимались с мамой, мама очень нервничала, а отец не выдержал и начала орать на меня, а потом несколько раз макнул меня как котенка, лицом в эту таблицу умножения. Я не помню точных его фраз и выражений, но помню чувство несправедливости и обиды, которое было очень острое. Я заплакала, но мне запретили плакать под угрозой еще большего наказания. Именно тогда я закрыла свое сердце и запретила себе чувствовать, а также именно тогда были нарушены мои личные границы. Впоследствии, я не могла выражать свои чувства людям, даже когда мне делали больно или неприятно, я не замечала нарушения границ другими людьми в отношении меня. Запрет на чувства и нарушение границ могут приводить впоследствии к изнасилованиям, избиениям уже взрослых женщин своими мужьями.
Если бы родители понимали все эти связи... Но то общество, советское общество, было направлено лишь на то, чтобы быть как все или лучше всех.
Какой же вывод сделала я, эта маленькая девочка, в тот момент: я поняла, что школа - это то место, куда я не хочу ходить, ведь там нужно учить какие-то ненужные таблицы умножения, и еще я поняла, что другим людям можно нарушать мои границы, а мне нужно молчать в этот момент и никак не показывать, что мне больно, страшно, обидно.
Другая исцеляющая реальность. То, как это могло бы быть.
В то солнечное летнее утро мы с мамой учили таблицу умножения. Мы сидели за коричневым раскладным столом в нашем небольшом домике из 2 комнат. Перед нами лежали красивые палочки разных цветов и размеров, и много моих куколок. А еще - мамины флакончики из-под закончившихся помад (помады меня привлекали больше всего и мама это знала, не так давно я залезла в мамин шкаф, пока мама была на работе, а я осталась дома совсем одна, и измазалась всеми мамины помадами сразу, сломала несколько из них, на что мама совершенного спокойно сказала, что когда я вырасту, я обязательно буду пользоваться помадами, а пока – рано, ведь я и так у них с папой красавица. Я почему-то знала, что эти помады стоили дорого, ведь они так вкусно пахли, были такие красивые, и я чувствовала себя виноватой, что сломала их, но ведь я совсем этого не хотела).
Мама похвалила меня за то, что я так быстро выучила таблицу сложения и вычитания, поцеловала меня несколько раз, погладила по головке и назвала своей умницей. Я расплылась в счастливой улыбке и поцеловала маму в ответ, мы обнялись и, счастливые, замерли на несколько секунд. Мама сказала, что сегодня мы будем изучать новые знания, которые помогут мне в школе хорошо учиться и у меня будет больше времени играть с друзьями, а не сидеть за уроками дома. Мне понравилось мамино предложение. Мама взяла 1 флакон от своей помады (ах, как мне хотелось быстрее вырасти и также как мама, красить губы и одевать туфли на каблуках. У мамы была целая коллекция шикарных заграничных босоножек, таких больше не было ни у кого на нашей улице. Моя мама была самая красивая), и сказала: вот один флакон помады, если мы возьмем еще один флакон помады и положим их рядом, сколько получится флаконов? –Конечно два, мамочка! Она поцеловала меня в голову и сказала: «Правильно, умница моя!». -А теперь смотри, продолжила мама, - если мы возьмем этот один флакон (она выбрала самый красивый из двух) и купим его в магазине 1 раз, сколько у нас флакончиков будет дома? –Один, мамочка! – Умница! А если мы купим эту помаду в магазине 2 раза, в разное время, сколько будет помад всего? Я призадумалась, но быстро нашлась –У нас будет 2 помады дома. Одну для тебя, а другую - для меня, да, мама?. –Конечно, дорогая, правильно! А если папа зайдет в магазин и купит еще одну такую помаду, то сколько будет дома помад? В этот момент мама незаметно подложила еще 2 одинаковых тюбика из-под помад к первой помаде, и я быстро сосчитала: -Три, будет три помады! –Вот молодец, какая же ты умница. Теперь ты знаешь, сколько будет 1 умножить на 1, 1 умножить на 2 и 1 умножить на 3.
Мама проделала это же самое с палочками и с моими куколками. Больше всего мне нравилась моя самая большая кукла с длинными светлыми волосами (я мечтала иметь такие же волосы, как у моей красавицы куклы, когда вырасту. Хоть у моей мамы волосы были темные, мне хотелось иметь волосы цвета волос моей любимой куклы. Так и произошло потом: когда я выросла, мои пшенично-русые волосы становились совсем светлыми от первых лучей летнего солнца, как будто сама природа делала мне мелирование). Мама взяла мою любимую куклу и на ее примере показала, что если покупать похожие куколки в магазине 1, 2 или 3 раза, то будет получаться разное количество кукол.
Потом мама показала то же самое на деревянных палочках. Все вместе это заняло всего 10 минут. Мне было очень интересно это занятие: как здорово иметь столько помад, кукол и красивых палочек, покупая столько, сколько тебе хочется. Мама сказала, что на сегодня хватит.
–Ты большая умничка, дочка, на сегодня это все. Продолжим завтра, если ты не против. А сейчас пойдем готовить вкусный пирог для твоего папы и младшего братика. Они скоро приедут, а мы их порадуем. Пойдем скорее, я дам тебе новый красивый фартучек, который сшила вчера специально для тебя, моя красавица! Мама поцеловала меня в носик, погладила по волосам. Мы вместе с мамой сложили кукол на место, убрали в корзиночку флаконы от помад и сложили деревянные палочки в пенал. Мне так нравились мои школьные принадлежности, которые купили мне родители к школе!).
Когда вернулись папа и братик, мы накормили их вкусным пирогом с капустой, папа похвалил маму, а мне захотелось стать такой же, как мама, чтобы меня тоже хвалил мой муж. А мама похвасталась папе, какая я у них умница, папа очень обрадовался и погладил меня по голове и тоже похвалил. Я засияла от счастья. Потом мама сказала, что надо бы позаниматься еще и буквами. На что папа ответил, что может на сегодня хватит. Лучше будет, если мы поиграем с братом. А буквы я успею выучить в школе. После этих слов папа взял меня на руки и закрутил в воздухе. -Ты моя прелесть! - с этими словами папа поцеловал меня в лобик и вернул на пол. У меня дыхание перехватило от радости.
Пока мы играли с братиком, папа тихонько, чтобы мы не слышали, предложил маме сшить мягкие буквы для меня и брата. Мама подхватила эту идею с удовольствием. Дома было много обрезков от разных тканей, а еще моя бабушка, мамина мама, шила на заказ, поэтому недостающие остатки можно было взять у нее, тем более что жила она совсем рядом, всего лишь перейти по мостику через маленькую речку.
PS: Одна из методик работы с детскими травмами – записать, как это было, а потом написать, как это могло быть. И читать столько раз, пока Вы не поверите в другую реальность.
PPS: Самое главное в воспитании девочек - как можно больше хвалить, находить как можно больше поводом для этого. Давать дочке как можно больше теплоты, объятий, поцелуев, нежности. Наряжать и баловать ее, защищать и оберегать от любой несправедливости.