Спектакль Московского областного ТЮЗа «Про мою маму и про меня» с отрывками из школьных сочинений в двух действиях вызвал волну воспоминаний того самого времени, от имени которого и шла речь.
Магнитофон с магнитной лентой, кинокамера-вертушка, телефонные звонки с узнаваемым сопением в трубку. Так же, как и главная героиня Лена, взрослеющий подросток, мы тоже когда-то перебирали профессии в поисках той, что станет делом всей жизни. Всё было: и спорт, и музыка, и неразделённая любовь, и стихи, даже песни. Потом всё это уже становится не важным, когда уходят из жизни те, кто был частью твоего детства. Сначала классный руководитель, потом кто-то из одноклассников… отец.
Мне знакомо то время, откуда собственно и вышла Лена, героиня спектакля и… автор этой истории Елена Исаева. Слежу за ней с момента знакомства с Театром автора. Это проект, который вдохновляет на творчество и на… жизнь, такую простую и счастливую.
Лёгкий анализ прожитого после спектакля покажет, насколько вы преданы своим целям, идеалам, мечтам, себе, в конце концов. Именно такие пьесы и толкают зрителя к самокопанию. Но форма сочинения, в виде которых и были поданы истории Лены, даёт нам фору не зарываться сильно глубоко, а остановиться на том уровне, где тебе действительно комфортно, на том эпизоде из прошлого, который можно было бы посмотреть, как старый документальный фильм. Посмотреть и закрыть, как альбом с чёрно-белыми фотографиями. До следующего раза. В следующий раз это будет студенческий фотоальбом, и фотографии в нём будут уже цветными.
О спектакле. В один момент даже показалось, что Христина Полуянова (в роли Лены) переигрывает. Но вспомнив себя в 14 лет, понимаешь, что, не имея опыта выражения чувств, можно именно так перегнуть палку, когда пытаешься сказать, что у тебя на душе. Здесь и сейчас. Отличная работа! Хотелось обнять девочку. Но «мама» (Нонна Гришаева) сделала это за нас. Мама всегда была рядом ― и физически, и советом, и ласковым словом. Такая мама ― счастье для ребёнка! Счастливая семья. Возможно, благодаря таким родителям и появляются талантливые писатели, лауреаты разных премий, чьи пьесы потом читают на радио, ставят на разных сценах, снимают по ним фильмы.
Говорят, именно эта постановка данной пьесы удалась наилучшим образом. Сложно подтвердить этот факт, т.к. других постановок не видела. Но то, что сделал режиссёр-постановщик Андрей Горбатый вместе с художником-постановщиком Викторией Просвирниной и художником по костюмам Ладой Калининой, а также со всем актёрским составом, ― это безусловно ценное вторжение в личное пространство зрителя. Спектакль яркий, несмотря на минимальное количество реквизита. Стол в виде парты, пара стульев в глубине сцены, эта штора с чёрно-белыми фотографиями и провисшим фрагментом с оторванными петлями. Такие шторы в 70-е были перегородками в комнатах, отделяли детскую от взрослой спальни, кухню от столовой, да просто служили дверцей шкафа в кладовке или ванной.
Запомнилась учительница литературы (Людмила Мунирова), щедро раздающая школьные тетрадки в зрительном зале. Жаль, я не воспользовалась моментом и не написала ей послания. Да, нам тоже предложили включиться в сочинительство или в воспоминания, или просто включиться в спектакль, стать его частью. Не знаю, как другие, а я включилась, со мной этот номер прошёл.
Слышала, как на выходе подростки делились впечатлениями с родителями, говорили о том, что легко бы написали аналогичное сочинение. Вот бы было здорово, если бы дети выполнили такое задание на лето от Московского областного ТЮЗа. Я бы почитала.
Анжелика ЛУКИНА, фото из архива театра