Найти тему

Салехардские мифы. 3 ч. Первая церковь в Обдорске.

Третий миф из Обдорска вытекает из предыдущих, о которых я уже писал, ссылки в конце статьи. Но надо отдать должное, почти никто не задумывался, а когда же в действительности была заложена первая церковь, или хотя бы часовня. Версию, которая и вошла в анналы истории, огласил ещё Иван Шемановский (игумен Иринарх) служивший здесь в православной миссии:

«Обдорским князем Василием построена в Обдорске деревянная церковь во имя св. Василия Кесарии Каппадокийския, при чем духовенство для отправления в ней Богослужения, вероятно изредка наезжало из г. Березова».
И.С. Шемановский (Иринарх). Фонды МВК им. И.С. Шемановского
И.С. Шемановский (Иринарх). Фонды МВК им. И.С. Шемановского

Он даже указал точную дату – 1602 г. Кажется, всё верно, ведь Обдорск начали строить в 1595 г. Но вот документы упрямо свидетельствуют об ином. Вернее, молчат об этом строительстве.

Вполне возможно, хотели построить, но были и более важные проблемы. К тому же, от что от царских указов и до их претворения в жизнь очень большой и тернистый путь, занимающий немало времени. Мало что изменилось за эти века. И тогда Москва не всегда владела достоверной информацией о положении дел на окраинах. А первопроходцы вполне могли какие-то пункты не выполнять, всё равно проконтролировать их было весьма сложно. А для успокоения дьяков кое-какую информацию могли и не говорить. А вот историкам спустя многие десятилетия и даже века, приходится исходить из доступных документов.

Знающий читатель обязательно скажет, церковные службы должны были где-то проходить, даже если там не было постоянного населения. Отвечу – да. Сохранилось «доношение из Березовского духовного правления», написанное 31 марта 1750 г. К этому времени там уже несколько лет, как строилась церковь, но священники исполняли необходимые службы, вели миссионерскую работу, значит, какое-то помещение у них всё же было. В «доношении» написано: «оная находитца в остяцком жилище».

Есть много косвенных свидетельств. Например, во время своего четвёртого миссионерского похода в 1726 г. Филофею Лещинскому удалось доплыть почти до Обдорска. Он остановился возле «летних юрт», где жил обдорский остяцкий князь Тайша Гындин, сейчас это место называется Горнокнязевск. Неужели бы он не доплыл до Обдорска, если бы там была часовня или тем более церковь? Расстояние небольшое, за день вполне бы управились. Но о посещении села у знаменитого миссионера ни слова. Сейчас кто-нибудь из знающих историю Ямала задаст резонный вопрос: а почему не ссылаюсь на труд А.В. Ополовникова «Древний Обдорск и заполярные города-легенды». Академик предполагал, что церковь появилась задолго до «многобашенной крепости», а потом, очевидно, перестраивалась.

Но архивисты парируют, подобные «перестройки» всегда сопровождаются деловой перепиской: указами, письмами, сметой и т.д.

Добавлю, в церковь должен быть назначен священник. А вот с кадрами тогда было плохо. Но ничего этого в архивах современные исследователи не обнаружили в том числе и о священнослужителях. А между тем Обдорская застава часто фигурирует в описаниях дел Сибирского приказа.

Миссионерская церковь после очередного капитального ремонта. Фонды МВК им. И.С. Шемановского
Миссионерская церковь после очередного капитального ремонта. Фонды МВК им. И.С. Шемановского

Благодаря усилиям архивистов можно утверждать: первый документ с упоминанием Васильевской церкви датируется 1746 годом.

Скорее всего разговоры о необходимости церкви уже ходили, появилось постоянное население, необходимо было продолжать христианизацию инородцев. Эти причины привели к долгожданному указу, вышедшему 12 августа 1746 года:

«… велено в Обдорской волости, где князец Василий Тайшин жительство имеет, заложить церковь деревянную во имя святаго Василия Великого. Того ради тебе, священнику Кузнецову, во оном августе месяце во оной обдорской волости заложить церковь деревянную во имя святаго Василия Великого, а по заложении той церкви репортовать в заказных дел некоснительно, а к построенной той церкви плотников приказать и в том имеет наблюдательство закащик протопоп Гавриил Максимов».

Как следует из дальнейшей переписки, строительство началось ещё до этого. В письме от 1 августа указывается, «святая церковь за помощи Божей мною нижайше заложена и строитца с поспешанием». В июне следующего года казаки разобрали на стройматериалы речную барку, на которой приплыли. А саму церковь поставили «немного восточнее острожка, сооруженнаго в 1730 году».

3 декабря 1750 года митрополит Тобольский и Сибирский преосвященный Сильвестр благословил освящение «вновь построенную березовскаго ведомства в Обдорске городке казенный Ея императорскаго величества кошт церковь божия святаго Василия Великаго». Но церковные власти в очередной раз указывали, «чтоб престол в ней построен был в указанную меру».

20 января 1751 года протопоп Андрей Васильев написал долгожданный рапорт:

«церковь по надлежащему чиноположению генваря перваго дня сего 1751 году освящена».

Дальнейшая судьба этой церкви была непростой, её несколько раз перестраивали, после революции снесли, весь XX век стоял речной вокзал. А в начале XXI века попытались реконструировать.

Речной вокзал, 1968 г. Фонды МВК им. И.С. ШЕмановского
Речной вокзал, 1968 г. Фонды МВК им. И.С. ШЕмановского

Если моя статья была полезна, то ставьте палец вверх и оставляйте комментарии. Не забудьте подписаться, дальше будет ещё много интересной информации.

Ваш В.Л.

Салехард
7490 интересуются