...Мы бредем сквозь самих себя, встречая разбойников, призраков, великанов, стариков, юношей, жен, вдов, братьев по духу, но всякий раз встречая самих себя.
Джеймс Джойс «Улисс»
Поиски языка смыслов
Бродя по залам выставок и галерей, слушаю аудиогид, пытаюсь найти свой язык, объясняющий живопись.
А бывает наоборот – художник, с помощью своих творений находит меня, и передает нужный код языка, объясняющего изображение.
Как-то случайно, на одном из сайтов я увидел изображения людей - увеличил и произошел эффект мозаики: портреты стали распадаться на мелкие частицы, форма которых представляла собой фигурки людей, животных, птиц, цветов, камней,предметов быта. Передо мной была иллюзорная живопись мексиканcкого художника Октавио Окампо.
Стал листать новые работы – многие отбрасывал (обнаружил в них декоративность), а в портрете Мерилин Монро заметил следы поп-арта.
И вдруг… благородный рыцарь Дон Кихот. Оказалось, он уже давно, с какой-то долей сожаления наблюдает за моими «поисками прекрасного».
Подумал: это тоже Окампо? Откуда у него такой Дон Кихот?
Образы Дон Кихота в живописи
Когда-то его образ создавал Гюстав Доре. Великий иллюстратор увидел его в походе.
Художник Оноре Домье совершил хирургическое вмешательство во внутренний мир идальго, раскрыв у него сомнения, терзания и разочарования.
Неугомонный Сальвадор Дали ради создания образа Дон Кихота изобрел новый метод литографии — булетизм! Находясь на палубе баржи, он из аркебузы палил по литографским камням. И образованные кляксы превратил в подвиги героя.
На эскизе Пабло Пикассо уставший, изможденный Дон-Кихот смотрит вдаль.
Октавио Окампо как мастер метаморфоз, нашел свое прочтение образа. В его портрете Дон Кихота зашифрованы трусоватый Санчо Панса, лицо Дульсинеи, напоминающее Мадонну Рафаэля, а еще дороги, мельницы, сияние света, оружие, даже «видения» храброго рыцаря...
На дорогах Дон Кихота художник всегда может найти себя…
Если посмотреть на начало творческой судьбы Окампо - в театре он построил горы декораций. Обнаружил себя для режиссеров кино. Более 120 художественных фильмов созданы при его участии. «Поиски себя» - так он определил свое творческое кредо.
Его Дон Кихот – на обоих картинах - сюрреалистичен. Для кого-то он - забавный, а для кого-то - грустный. Художник-символист, он творит в метаморфическом стиле, используя технику накладывания и соединения реалистических и метафорических деталей в создаваемых изображениях.
На дорогах Дон Кихота можно разгадывать язык Окампо…
Когда мы любуемся многослойным тортом – можем вообразить картинки-загадки Октавио. Этот кулинар декораций, испекает произведения, где спрятано много тайн и не сразу распознаешь вкус, и не всякое изображение угадаешь. Цветы вдруг становятся склоненными лицами, горы, после векового молчания, начинают говорить друг с другом, а плакальщики над гробом превращаются в черты лица Христа. В пейзаже оживают романтичные портреты, они полны безмятежного очарования.
Творения Окампо можно принять как своеобразные арт-тесты
Каждый, кто к ним прикоснется, обнаружит что-то свое, раскроет понятные для себя новые аспекты, потому что по-разному прочтет образ. Можно даже загадать образ своей творческой судьбы. Наверняка сбудется. Ведь у Октавио это получилось.
Как путь Дон Кихота наполнен излишними приключениями и глупыми подвигами, так и творения Окампо зачастую грешат популизмом. Если рассматривать их как «пробу пера», то проясняется путь к созданию шедевра Дон Кихота. Встретив Дон Кихота, Окампо нашел себя.