Найти в Дзене

Учиться без учителя невозможно ?/!

Оглавление

Может ли родитель заменить Учителя? Это самое большое сомнение при переходе на семейное образование. Представляется (хотела написать "кажется", но потом решила, что несправедливо к отдельным педагогам будет), что учителя готовятся к преподавательской работе несколько лет: предмет, психология, педагогика, дидактика (я даже не уверена, что понимаю значение этого слова правильно), практикуются и вообще...

Что может родитель (напомню, дорогие, родитель с высшим (!) образованием в в 95 % случаев) предложить ребенку? Как он сможет научить, объяснить, если сам уже все забыл? Смею подчеркнуть (позлорадствовать, так сказать), что всему этому "забытому" вас учили аккурат те самые учителя и даже Учителя.

Я написала с большой буквы эту профессию, потому что очень часто, говоря о школьных учителях, мы имеем в голове образ некоего Учителя, практически небожителя: такого профессионального, степенного интеллектуала с высокосветскими манерами дореволюционной России (ну-с, голубчик, извольте...). Такой профессор Преображенский - непререкаемый авторитет, одного взгляда которого достаточно, чтобы научиться чему-то такому, умному...

-2

Или это душевная, но строгая женщина, увлеченная своим предметом на грани безумия (что, видимо, должно поражать и заражать...), которая терпеливо объясняет, заботливо выбирает методику, подбирает интереснейшие задания, опять-таки, способная одним своим появлением в жизни ребенка раскрыть его таланты и увлечь в свой предмет до олимпиадных высот.

Не думайте, что я брызжу сарказмом. Я уважаю профессию и видела таких мифообразных Учителей, которых описала выше. Не только в книгах и в фильмах, а в своей жизни: эти волшебные люди существуют, но, дорогие родители, их исчезающе мало, во-первых. Во-вторых, вероятность встретить такого, хотя бы по одному предмету, сами понимаете, есть (хоть и не большая), но по двум, трем, пяти.... Это невозможно! Просто примите это за факт! Нам не доступны Учителя, образ которых мы держим в голове. А то море учительское, которое нас окружает НИЧЕМ не превосходит родителя, который пусть даже не знает химии, например, или физики. Да еще, в рамках действующей авторитарной системы образования, может сильно навредить, подменив природное любопытство ребенка на стремление получить пятерку.

Море учительское, которое нас окружает НИЧЕМ не превосходит родителя, который пусть даже не знает химии, например, или физики

Я даже не буду вдаваться в обоснование критики школьной системы, которая такова, что там даже Учитель далеко не всегда способен что-то передать детям, так как учит именно Система. Надоело мне сокрушаться по поводу кризиса школы: каждый с чем-то неприятным в этой системе столкнулся. Она абсолютно точно плоха, но ничего не сделать с этим, к сожалению. Сегодня хочу остановиться на преимуществах родителей перед учительством.

Нельзя научить физике, надо "подружить" с физикой

Это касается любого предмета, каким бы сложным он вам не казался. Обычно ужас вызывают алгебра, физика, химия и иностранные языки - лидеры списка "невозможносамомубезучителявыучить" предметов. Глупости! За этим страхом прячется то, что просто нас в школе напугали этими предметами. Нам не показали их красоту, не познакомили с теми возможностями, которые дает наука, нас ругали и ставили плохие оценки, если мы чего-то не понимали, не позволяли делать открытия, как будто это не для нас смертных все, что мы способны лишь зубрить, что нам "продают" умные люди (?), и не сметь сомневаться в содержании учебника и словах учителя. Сам не разберешься! Надавали по рукам, и что теперь?

За этим страхом сложности нет сложности! Просто нас в школе напугали этими предметами.
ЭТО физика...
ЭТО физика...

Как может быть скучна физика и химия? Как может не интересовать, не завораживать загадка мироздания? Неизвестность должна вызывать любопытство и трепет исследователя, желание разобраться и понять. Мы же не учим химию, а проникаем в Божий замысел. Как добиться такого настроения? Во-первых, самому родителю настроиться. Разговоры, что "я тоже никогда не мог понять химию", не должен слышать ребенок.

Проявите сами любопытство. Познакомьтесь с наукой заново, как будто в первый раз (а это, поверьте, и будет первый раз, если вы сейчас боитесь). Посетите очно или по интернету послушайте лекции известных ученых, научно-популярные фильмы, наберите в библиотеке книги и энциклопедии (не учебники!). Для вдохновения нужны первоисточники: раздобудьте труды Бора, Ньютона, Эдисона, Теслы, Ломоносова, Дарвина и т.д.), современных исследователей науки, которые делают открытия сейчас (см. список Нобелевских лауреатов). Обсуждайте не сухие факты учебников, а людей-ученых, их биографию, детство и, конечно, их открытия, как они помогли людям.

Как преодолеть страх? Я призываю всех боящихся просто взять линейку учебников по Самому Страшному Предмету, на ваш вкус и трепет, но сразу за все классы (например, химия 7-9 классы, физика 6-9 классы? математика с 5 класса) и пролистать-почитать, начиная с самого начала. Друзья мои, уверена, что НИЧЕГО сложного вы там не увидите. А кроме того, в наш век доступны БЕСПЛАТНО объяснения по любым темам любых предметов от самых лучших Учителей. Текст, видео, за 5 минут или пара лекций на 3 часа, тонкости, нюансы, готовые решения любых задач и любых учебников. Тысячи способов разобраться!

Начинайте с самого начала. Неважно, в каком классе ребенок, возьмите учебник 5-го класса по предмету и начните с самого начала. Убедитесь, что нет белых пятен. Можно просто вместе листать и обсуждать темы и рисунки, таблицы, решать выборочно задачки. Очень часто вся сложность в том, что какая-то тема пропущена или не понята. А дальше, как снежный ком, навалилось. Ваша задача - восстановить целостную картину, показать ребенку, что он много знает и понимает, убедить его, что он способен освоить этот предмет сам. А вы ему поможете.

Все равно страшно? Просто начните заниматься с ребенком, а в голове держите мысль, что вы всегда успеете нанять репетитора, если зайдете в тупик. У вас полно времени. По секрету скажу, что так все школьные родители тоже делают, потому что школе некогда возиться с детьми - у них Программа! Эх! Не удержалась с критикой, но что делать, если меня это, действительно, злит и детей жалко очень. За своих-то я спокойна: выучим.

А как же ЕГЭ? Как вы собираетесь поступать?

Это обычно произносится весьма агрессивно, с наездом, как будто я лишаю ребенка смысла жизни или еды, как-то так. Ну или, что я дура ненормальная, а дети мои - страдальцы великие, которым придется побираться на помойках из-за прискорбного факта родительского безумия.

баба ЕГЭ
баба ЕГЭ

О бессмысленности современного высшего образования я уже писала многократно - это мои основные переживания вселенского масштаба и общественной деятельности. Но для нашей семьи мы решили, что вышка не является важной целью. Если дети захотят в вуз, то поддержим, конечно, и сейчас достаточно широкую образовательную базу стараемся дать (музыка, поэзия, латынь и прочие нешкольные предметы). А своей обязанностью родительской считаем научить детей рабочим профессиям (управлять разнообразной техникой, включая трактора и экскаваторы, работать с электрикой, сантехникой, малярничать, копать землю, в конце концов). Руками всегда прокормишься, а вот академические знания не всегда дают такую гарантию, к сожалению. Это наш с супругом опыт подсказывает, но тут уж каждая семья решает.

10-11 классы я не рассматриваю, так как там уже ребенок в возрасте, когда способен самостоятельно заниматься целиком и полностью, а если вы готовитесь к ЕГЭ, то это вообще отдельная кухня, очень слабо связанная с освоением школьной программы. Тут необходима отдельная и целенаправленная подготовка, да и с репетитором лучше, если вам необходимы высоченные баллы, так как слишком много формальных правил, тонкостей и фишек, которые еще и регулярно меняются. По своему опыту репетиторскому (по обществознанию) вывела формулу: чтобы сдать ЕГЭ не надо учить предмет, а надо учиться сдавать ЕГЭ.

чтобы сдать ЕГЭ надо учиться сдавать ЕГЭ, а не предмет изучать
народная мудрость
народная мудрость

Выучить все?

Я знаю про еще одни страх родителей на семейном образовании - страх не успеть. Успокойтесь! Невозможно выучить все. Это нормально! Мир непознаваем ни с научной точки зрения, ни с позиции Божественной его природы. В этом его красота! Нас окружает неизвестность и бездна (без дна!), сколько бы мы не учились и не занимались. Что делать?

А вот тут стоит вспомнить или сформулировать для себя, если вы еще этого не сделали, зачем вы на семейном образовании, а также зачем вы изучаете с ребенком этот конкретный предмет. Это главное:

-6
  1. Сдать аттестацию. Тогда вам просто нужен учебник за профильный класс и последовательное его изучение. Любой предмет за любой класс можно освоить за 2 месяца, если заниматься ежедневно, и спокойно сдать аттестацию. И забыть. Ага, забыть! Надо понимать, что, как бы усиленно не занимался ребенок, он забудет 70% материала за те же 2 месяца, даже если он в течение года осваивал программу. К следующей аттестации надо брать следующий учебник и также от начала до конца штудировать.
  2. Получить навык. Это касается обычно математики, языков, физкультуры, изящных искусств, словесности, труда. То есть, когда нам необходимо научиться что-то ДЕЛАТЬ на всю жизнь (или длительный срок), а не просто запомнить набор фактов и определений. Тогда нам не достаточно учебника, нужна ПРАКТИКА. Не тесты, а практика. То есть погружение в жизненные ситуации, когда нам необходимо применять осваиваемые навыки. Чтобы выучить язык, надо на нем говорить. Чтобы подтягиваться 100 раз, надо, простите, подтягиваться. Чтобы пришивать пуговицы, надо взять иголку и нитку, а также, собственно пуговицу и штаны, к которым эту пуговицу надо пришить. Математика туда же: подключайте ребенка к оплате коммунальных услуг, ведению семейного бюджета (не ведете? Вот пусть он и пробует вести), планированию расходов на покупку одежды, накоплению на отпуск (включая начисление процентов по вкладам). Планирование посадок на даче, чертеж табурета или скворечника - способы оживить геометрию.
  3. Развитие мышления. Знание - это не набор фактов. Это всегда система, описывающая реальность. Это наше объяснение всего, что мы видим, слышим, ощущаем, с чем сталкиваемся. Чем сложнее наше мышление, тем более сложные системы мы можем выстроить и объяснить. С другой стороны, чем с более сложными явлениями мы сталкиваемся, тем более сложное мышление нам необходимо, чтобы его осмыслить. Как развивать мышление? Больше учить предметов? Вы же понимаете, что школьного курса 17 предметов в любом случае не хватит? Но и 30 предметов не хватит и даже десятка высших образований. Все равно Гугл владеет в миллионы раз большим количеством фактов и охотно ими поделится с нами. Нам необходимо помочь ребенку эти факты анализировать. Неважно, два факта у него или 104 тысячи, он должен уметь их оценивать на предмет достоверности, значимости, собрать необходимую дополнительную информацию, уметь сделать вывод и объяснить, доказать его. Это инструменты мышления и учебы (учеба настоящая - это и есть мышление). То есть не набор фактов, а приемы добычи и обработки фактов, инструменты превращения фактов в Знание.

Как действовать, если развитие мышления - наша цель?

Усвоить, что не предметами умнеет человек, а умением понять, как устроено это знание. Покажите ребенку целую картинку, насколько это возможно. Это может быть просто оглавление в учебнике, с которого вы начинаете. Постройте схему-карту предмета, попробуйте с ребенком понять, из каких частей состоит предмет, как они соотносятся друг с другом, можно ли их изучать отдельно или в другой последовательности. Просто обсудите, полистайте книгу.

-7

Подумайте вместе, что вы уже знаете по предмету? Может какие-то другие науки вам помогут в его изучении? На что опереться можно? В чем особенность этого предмета? Что общего с другими науками и предметами, темами?

Тут есть еще страх: страх потерять авторитет родительский, если чего-то там не знаешь! Нет-нет! Это возможность показать, что нельзя стесняться незнания! Лень и праздность - это наши враги. Когда родитель стремиться что-то узнать и берет с собой в это "путешествие" детей, показывая, как "добывать" знания, где искать ответы, как отличать правду от неправды, - что может быть лучше?

Почитайте про ученых, которые занимались изучаемой областью знаний. По поему опыту, такое знакомство не сухим учебником, а с живыми людьми намного прочнее и теплее воспринимается ребенком, человечнее. Есть тому и научное обоснование (читай Андрея Курпатова про теорию "внутренней стаи" - очень интересные исследования он приводит по этой теме, которые могут помочь понять, как мы мыслим, и использовать это для эффективного обучения собственного и детского).

И если ребенок (или вы) чего-то не знаете, то надо радоваться: вам есть что открывать! Ура! Мы что-то скоро узнаем! (И нам не нужен учитель для этого! У нас есть весь Мир!)

автор Блинова Наталья #маманасо

P.S. Не могу не дать вам в ленту весь стих Ломоносова (про бездну) - эти строки потрясающе отражают вдохновение Исследователя мира (на последней строке у меня слезы наворачиваются и хочется что-то срочно изучить)

Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния.
Лице свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:
«Там разных множество светов,
Несчетны солнца там горят,
Пароды там и круг веков;
Для общей славы божества
Там равна сила естества».

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вам путь известен всех планет;
Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верьхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в ефир.

Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик Творец?

М.В. Ломоносов

Подписывайтесь на канал! Ставьте лайк и делитесь в соцсетях - это позволит нашим публикациям появляться чаще в ленте.

Приятной учебы!

Ваша Блинова Наталья (#маманасо) - мама трех детей на семейном образовании, политолог, преподаватель, автор

Еще больше информации о семейном образовании в блоге "Мама на СО"подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить:https://uchidoma.blogspot.com/

Следите в соцсетях:

ВК: https://vk.com/bnv1982

ФБ: https://www.facebook.com/natalya.blinova.1238

Группы МАМАНАСО в соцсетях:

ВК: https://www.facebook.com/mamanauchit/

ФБ: https://vk.com/mamanaso