Основной вывод: педагог сейчас не в авторитете, так как он перестал выполнять свою прямую функцию: передачу опыта последующим поколениям, оказание помощи в адаптации их к условиям жизни в окружающей среде.
Базовые представления о реальности меняются и контроль над ней также ускользает. Новый тип цивилизации требует пересмотра базовых этических норм, ценностей и смыслов.
Что делать для сохранения и завоевания авторитета у первых представителей цивилизации нового типа?
Сейчас образовательные учреждения предоставляют в соответствии с административными регламентами образовательные услуги. Это нонсенс, т.е. педагог должен быть в первую очередь услужлив? А остальное не важно.
Поднимать любой ценой и на всех возможных уровнях, начиная с государственного, начиная с улучшения материального положения самого педагога и укрепления МТБ учреждений, обеспечение свободного доступа к использованию новых технологий, внедрение инноваций.
Помнить, что образование в изменившихся условиях необходимо не для запоминания, а для понимания! Итак, учителю и родителю нужно:
1. Любить свою профессию
2. Уважать своих учеников, видеть в них полноценную личность.
3. Дать им точку опоры в крутящейся «воронке» (ориентация на вечные ценности, самоидентификацию, знание своих корней)
4. Уметь слушать ученика, говорить «на равных», человеческие отношения (уважение к чувствам)
5. Менять образовательную среду под новые задачи (новые мобильные аудитории, новый педагог, новая поза, новый метод, новый тип выполнения задания, новая обстановка, новые пособия, новый цвет стен и т.п.)
6. Обеспечивать новизну восприятия
7. Применять дидактический и наглядный материал «нового поколения»
8. Своим примером и мотивировать их на получение нового опыта.
9. Помогать находить смысл в полученной информации, дать критерии ее отбора.
10. Упор делать не на передачу информации, а на формирование личности, видеть потенциал ученика
11. Помочь настроить фильтр для критического и смыслового восприятия информации
12. Не заставлять запоминать массу информации, а учить отбирать ту, которая необходима в данный конкретный момент.
13. Повышать стрессоустойчивость
14. Формировать критичность мышления
15. Развивать и поощрять креативность
16. Учить кооперироваться для решения задачи (шанс изобрести что-то новое больше у сборища случайных людей, чем у группы ученых и специалистов)
17. Формировать коммуникативные способности (виртуальное пространство способствует разъединению)
18. Сохранять ценность эмоциональной сферы: чувств и эмоций в противовес развитию рационализации мышления
19. Сохранять психическое здоровье в условиях стремительно меняющейся окружающей среды
20. Поощрять творческое самовыражение (не дать главенствовать животной природе при наличии свободного времени)
21. Мотивировать на поиск своей уникальности (средство от безделья)
22. Пропагандировать здоровый образ жизни и экологичность действий и мыслей.
23. Объяснять перспективы применения технологий генной инженерии и перспективу конкуренции в обществе.
24. Объяснять последствия использования биоконструирования и перспективу конкуренции
25. Обучать распознавать способы манипуляции и формировать умение противостоять им.
26. Популяризировать новые достижения науки и разъяснять способы их практического применения.
27. Убеждать в необходимости постоянного саморазвития и профессиональной подготовки для повышения качества жизни
28. Искать и находить способы адаптации к условиям жизни в новом типе цивилизации с учетом все более расширяющегося поля деятельности ИИ (угроза конкуренции).