Найти тему
Ричард Борзов

Зачем нужна обратная связь после собеседования?

Вся обратная связь после собеседования обычно сводится к «Мы вам перезвоним».

Что практически всегда означает «Вы нам не подошли».

Такая у нас традиция, научный факт, все соискатели это знают.

Надо ли вместо этого общепринятого и общепонятного эвфемизма объяснять, а почему именно «не подошли», обязан ли кадровик давать развернутые объяснения? Приводить аргументы, спорить, если соискатель не согласен?

Предлагаю вместо этих вопросов задать другой: «А зачем»?

Зачем соискателю выслушивать ответ кадровика? (даже если предположить, что ответ будет а) честным и б) профессиональным).

Чтобы сделать выводы и исправить свое резюме и улучшить ответы на собеседовании?

Вряд ли мнение кадровика окажется полезным – в лучшем случае он сравнит вас с остальными кандидатами, с которыми ему довелось побеседовать раньше.

Более полезным окажется понимание того, кто нужен работодателю в принципе.

Давайте попробуем разобраться.

На каждом собеседовании выясняются всего три вопроса:

1. Вы достаточно квалифицированы, чтобы решать намеченные для вас задачи?

2. Вы хотите их решить?

3. Вы не создадите при этом новых проблем?

Не все кадровики отдают в этом себе отчет, но на собеседованиях они ищут ответы на именно эти три вопроса.

После собеседования вы можете легко реконструировать, какой вывод о вас сделал кадровик. Соответственно, понять, в чем вы «не доработали».

1. Вы убедили кадровика в том, что обладаете нужным уровнем квалификации?

То есть кадровик понял (с ваших слов или прочитал в резюме), что у вас есть соответствующее образование и опыт, что вы много и успешно работали по специальности.

2. Вы убедили кадровика, что хотите решить задачи компании?

Это совсем не пустой вопрос, много соискателей на нем «заваливается».

Кадровик думает примерно так: да, он всё знает и всё умеет, а работать-то будет? Это ему надо? Поводов усомниться в вашем желании работать может возникнуть у кадровика, особенно мнительного, немало. Молодой — голова не тем занята. Пожилой — ничего ему уже не нужно. Плохо выглядит — будет много болеть. Хорошо выглядит — у него и так всё есть. Замужем — все мысли только о семье. Незамужняя — все мысли о женихах.

И так далее, список практически бесконечен, и важное место в нем занимает «overqualified» («излишне квалифицированный»). Подумайте об этом.

3. Вы убедили кадровика, что вы безопасны для внутреннего мира компании?

Высококвалифицированный, глубоко мотивированный главный бухгалтер со скверным характером разругается со всей бухгалтерией, а это совсем не в планах работодателя!

И вот еще что: часто ваше поведение на собеседовании кадровик экстраполирует на ваше будущее поведение в компании.

Если с самого начала вы были настроены «ну что это девочка HR понимает в людях и в моей профессии, зачем я должен тратить на нее время, вместо того, чтобы сразу пойти к генеральному директору?» - будьте уверены, что это проявится в вашем поведении.

Зачем в компании высокомерный и маловоспитанный хороший специалист? Кадровики об этом думают. Подумайте и вы.

Ответы на эти три вопроса дадут вам исчерпывающую картину, почему в этот раз вам не сделали предложение, а сказали: «Мы вам перезвоним».

Так что не надо ждать обратную связь, требовать ее, расстраиваться, когда ее не получаете, и расстраиваться еще больше, когда ее получаете.

================================================================

По материалам книги «Батл с кадровиком. Как пройти собеседование и выполнить все тесты».

Издательство деловой и профессиональной литературы "Олимп-Бизнес", Москва, ISBN  978-5-9693-0389-8
Издательство деловой и профессиональной литературы "Олимп-Бизнес", Москва, ISBN 978-5-9693-0389-8

Больше толковых советов соискателям – в открытой группе Фейсбука «HR человеческим языком».