Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор Анна Дарган
Как признаются преподаватели, в настоящее время цифровые технологии в школе малоэффективны.
Современные школьники не похожи на тех учеников, которыми были их родители. Они с пеленок умеют пользоваться ноутбуком и телефоном, молниеносно пишут сообщения в мессенджерах и порой лучше своих родителей разбираются в инновационных технологиях. А что же педагоги? При таком уровне технологической грамотности школьников преподавателям необходимо не отставать от учеников. Тем более что цифровые технологии все активнее внедряются в российское образование и постепенно становятся неотъемлемой частью отечественной школы.
Редакция «Регион online» решила пообщаться с несколькими ставропольскими преподавателями и из первых уст узнать, что они думают о цифровых технологиях в школе.
Молодые учителя, которые не так давно сами закончили школу, не видят проблем в освоении инновационных технологий в образовании. Педагоги с многолетним опытом работы от них стараются не отставать.
— Возраст не помеха, чтобы освоить новые технологии, нужно лишь поставить перед собой такую цель. Моей маме 77 лет, и она в таком возрасте смогла научиться пользоваться сенсорным сотовым телефоном. Если ей это по силам, то почему меня, преподавателя, должны пугать проекторы, электронные дневники и дистанционные уроки, — смеется Ольга Сергеевна К., учитель русского языка одной из ставропольских общеобразовательных школ. Она работает в школе уже более 30 лет и считает, что новшества делают проще ее задачи как педагога.
— Освоить новые технологии нетрудно. Когда у нас хотят внести в школу что-то новое, то учителя обязательно отправляются на курсы повышения квалификации. И если курсы организованы профессионально, то очень легко овладеть любой информацией. Потому что учителя — это в основном люди подвижные: нравственно, физически, информационно. Это люди, которые учат детей, они сами любят учиться. Если есть понимание того, что нужно обучать детей так, чтобы было интересно, то пойти на курсы и получить нужную информацию совсем несложно, — согласна с ней Валентина Ивановна Б., учитель начальных классов в другой ставропольской школе.
По мнению преподавателей, главная сложность при цифровизации в школе состоит не в том, что учителям сложно освоить новые технологии, а в том, что инновации не всегда работают.
— Самая большая проблема — что обещанные цифровые технологии и цифровые ресурсы не во всех кабинетах и не во всех школах существуют. Требования к цифровым ресурсам были озвучены еще четыре года назад, и школы должны были быть ими обеспечены. Но на сегодняшний день цифровые технологии и цифровые ресурсы в нашей и во многих других российских школах — это сбор отдельных ресурсов, которые учителя пытаются соединить и использовать в своей работе, — рассказывает Валентина Ивановна. — Прекрасный тому пример — интерактивные доски, которые должны были работать по программе, которая была в них внедрена. Закончились бесплатные ресурсы данной программы, а финансов на оплату работы программы у школы нет.
Демонстративные уроки, которые учителям предлагают брать с цифровых ресурсов, нередко бывают закодированы, для их использования требуется дополнительная плата, а потому они оказываются недоступны для учителей. Именно в использовании цифровых технологий на уроке учителя Ставропольского края видят больше всего проблем, в первую очередь в начальной школе.
— Дети проводят очень много времени за компьютерами, планшетами, телефонами, и родители не в силах проследить, что происходит с детьми, когда они остаются одни. Поэтому уже сегодня дети из школ выходят с низким качеством здоровья. Это зрение, осанка, а теперь еще и мелкая моторика. Такая проблема, как научить ребенка красиво писать, из моды выходит, а ведь моторика руки ребенка — это основа работы коры головного мозга! В такой ситуации хорошо, что по современным требованиям мы не можем более пяти минут демонстрировать детям на уроке цифровые ресурсы, очень хочется верить, что и дальше эта норма сохранится, — делятся своими страхами учителя и отмечают, что сегодня отношение к инновациям на уроке меняется, становится более объективным, чем было изначально.
— Начиналось все это очень интересно, но современные дети очень быстро теряют интерес к тому, что им дозволено, и я думаю, что в свое время цифровые ресурсы и технологии на уроке не будут пользоваться таким авторитетом и интересом, как сегодня, потому что ребенок все-таки должен уметь работать с живой книгой, живой информацией, — уверена Валентина Ивановна.
Возникают проблемы и с разрекламированными электронными журналами и дневниками.
— Мы ведем электронные журналы, электронные дневники давно, но они на сегодняшний день не имеют смысла по двум причинам. Во-первых, не во всех школах обеспечены условия, чтобы родители могли по своим паролям и логинам войти в программу и увидеть то, что мы должны им показать. Во-вторых, электронные дневники не всегда могут открыться, ими не всегда могут пользоваться родители. Когда эти все цифровые ресурсы будут работать стабильно на родителей, учителей, детей в школе, смысл в них будет, — полагает Ольга Сергеевна и отмечает, что вряд ли это произойдет в ближайшие годы. Пока система не отлажена, учителя вынуждены приспосабливаться к сложившейся ситуации. Как признаются педагоги, им приходится выполнять двойную работу, заполняя как электронные, так и обычные дневники и журналы.
— Были случаи, в том числе в Ставропольском крае, когда система не срабатывала, и информация из электронных журналов и дневников просто не сохранялась. И учителей по-прежнему вынуждают заполнять не только электронные, но и обычные бумажные носители. Получается двойная работа, что занимает огромное количество времени. Не говоря уже о том, что не каждая школа может оплатить услуги по работе системы, — поясняет Ольга Сергеевна.
Впрочем, как уверены ставропольские преподаватели, при правильном применении новейшие технологии могут стать отличным инструментом в руках опытного педагога и никогда не смогут заменить учителя. Лишь преподаватель может дать ребенку по-настоящему качественное образование, и цифровые технологии ему в этом помогут.
___
Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»