Выбор будущей профессии это один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте. Это и один из самых сложных вопросов для юного ума.
Количество профессий сейчас измеряется пятизначным числом. По данным же разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий. Часто по этой причине профориентация носит стихийный характер. Тем более что мир профессий меняется очень быстро, подстраиваясь под современный ритм жизни.
Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих:
- 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен;
- 17% - по совету родителей;
- 9% - под влиянием средств массовой информации;
- 9% - руководствуются малозначительными факторами, например близостью вуза к дому;
- только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.
Профессиональные намерения естественно оказываются более устойчивыми. При наличии заинтересованности овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее. Главной причиной выбора профессии в этом случае является ориентация на содержание предстоящей деятельности.
Как было раньше
Современный мир диктует свои условия. Нет уже такого четкого разделения труда на мужской и женский. Раньше в этом отношении школьникам было проще. Мальчиков обучали мужским профессиям, а девочек – женским. Формы работы в этом направлении были самыми разнообразными. Результат такой профориентации давал щедрые плоды. В прошлые годы наша страна славилась своими достижениями на разных этапах.
Хоть и не все дети во взрослой жизни становились обычными швеями, поварами, слесарями - но эти знания многие могли употребить в любой сфере жизни.
Что происходит сейчас в школах
Сейчас среди родителей и учителей бытует мнение, что современное поколение молодежи сложно состоятся в жизни вообще, оно хуже учится и осваивает новые сферы. И найти профессию по душе и устроиться потом на работу тоже станет для многих проблемой.
Семья в предоставлении ребенку информации о рынке профессий все больше надеется на школу. Но занятия по профессиональной ориентации в современной школе - дело добровольное. Если ребенок хочет, он выбирает те или иные уроки. Если нет желания, то можно просто заниматься в кружках, посвященных современным профессиям. Да и не во всех школах представлено широкое разнообразие таких профориентированных кружков. В результате интерес детей ограничен возможностями школы и родителей.
Специалисты утверждают, что современная система пробуждает рано интерес у ребенка к разным профессиональным сферам. Общее количество изучаемых предметов в школе понемногу сокращается, в угоду ориентации на сдачу ГИА в 10-х и ЕГЭ в одиннадцатых классах. Все это призвано повлечь за собой значительную специализацию, в том числе при выборе будущей профессии.
Что такое WorldSkills Russia
Весной 2019 года в Казани прошел финала Национального чемпионата «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)». На чемпионате был презентован проект по ранней профориентации школьников «Билет в будущее». Старт проекта запланирован на начало учебного года 2019-2010.
Проект «Билет в будущее» направлен на раннюю профессиональную ориентацию учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций. Он создан для помощи в выборе школьниками профессии, дальнейшего трудоустройства и прохождения профессионального обучения. Проект реализуется во исполнение поручения Президента России в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
«Наша задача состоит не в том, чтобы выдать ребёнку “ярлык”, что ты должен быть строителем, ты – пожарным, а ты – оператором станков с ЧПУ. Наша задача – сформировать у молодых людей способность самостоятельно строить свою образовательную и профессиональную траектории. Нужно давать удочку, а не пойманную рыбу», – отметил руководитель направления юниоров Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Алексей Федосеев.
Уже в 2018 году в пилотных регионах России проводилась онлайн-диагностика школьников, она охватила более 187 тыс. учащихся. Также были проведены профориентационные мероприятия для более чем 118 тыс. школьников и конкурс лучших практик для наставников.
Комплексная диагностика проекта «Билет в будущее» включает три этапа тестирования. Каждый из этапов должен помочь школьникам ответить на вопросы, ключевые для их профессионального самоопределения. По итогам прохождения тестов у школьника на руках остается отчёт с интерпретациями его результатов и рекомендациями по построению профессиональной траектории.
С 2019 года цифровое тестирование станет доступно во всех регионах РФ. В перспективе планируется, что все российские школьники побывают на этой платформе и смогут получать форматы поддержки и тестирования.
Отдельным регионам нашей страны особенно повезет. Ряд регионов станут площадкой для очных мероприятий – более глубокого формата взаимодействия, в котором будет учитываться существующая в каждом регионе система профориентации и имеющаяся инфраструктура.
В результате изменения в системе профориентации для школьников должны будут реализованы повсеместно. Квалифицированные кадры, любящие свою работу - это будущее страны.
Все актуальные новости Тосненского района и Ленобласти на нашем сайте