…И если в час прозрачный, утренний
Пловцы в морях его встречали,
И вечно мучил голос внутренний
Слепым предчувствием печали…
Н. Гумилев.
1986 год, Атлантический океан, Филадельфия, прогулочная яхта полная богатых и благодушных туристов. Свежий бриз, вкусный коктейль «кампари», легкий флирт и светские беседы на фоне приятного колебания синих волн… Вдруг из ниоткуда навстречу яхте из моря выступила старинная каравелла с парусами, изорванными в клочья.
Матросы неизвестного судна были одеты в живописные отрепья, на офицерах были парчовые камзолы и расшитые золотом треуголки. Разглядев яхту, они стали кричать и палить в воздух из старинных мушкетов, перегибаясь через борта. Пассажирам яхты стало нехорошо, знобящим шепотком побежало по экипажу: Летучий голландец, корабль-призрак…
Самые предприимчивые туристы начали лихорадочно щелкать затворами фотоаппаратов – на фотографии живой легенды можно крупно подзаработать. Самые суеверные и образованные стали молиться – проклятый парусник приходит, чтобы забрать с собой в ад. Что сказал по поводу встречи капитан яхты – в газете, увы, напечатать нельзя. А мы с вами окунемся в историю, словно перепуганный юнга бросается в воду, надеясь укрыться от ужасающего видения.
Легенда о «Летучем Голландце» три с лишним века. Если верить морским былинам мореход Ван дер Деккен возвращался на родину из Вест-Индии. На борту судна была пара новобрачных, жена приглянулась капитану, он зарубил тесаком ее мужа и попытался добиться взаимности, но женщина бросилась в море.
Вскоре после этого, при попытке обогнуть мыс Доброй Надежды поднялась страшная буря. Штурман предложил Ван дер Декену переждать шторм в какой-нибудь бухте, но капитан застрелил советчика вместе с парочкой недовольных матросов, и перемежая свою речь богохульствами и страшными морскими проклятиями, поклялся, что ни он ни его экипаж не сойдут на берег, пока не обогнут мыс.
Бог ответил разъяренному голландцу – с тех пор его судно бороздит океан, полное мертвых матросов. Команда не знает ни боли, ни холода, неуязвима для пуль и шпаг, встреча с судном предвещает опасность и гибель, столкновение с неживым капитаном – прогулку в ад.
Единственный способ избежать проклятья – согласиться взять на борт письма мертвецов для их родственников, которые уже триста лет стали прахом. А спасти проклятую душу Ван дер Декена может только невинная девушка, что полюбит его и согласится выйти за него замуж.
Если поднимать материалы архивов, страх перед «летучими голландцами» - кораблями, полными трупов – скорее всего появился во время величайшей эпидемии Черной смерти в 1350х годах, когда галеры венецианцев бежали из порта в порт, унося под палубами заразу, и не раз случалось, что за время пути чума истребляла всех обитателей судна.
Так болезнь пришла в Скандинавию – к берегам Норвегии причалил парусник с мертвым экипажем и грузом овечьей шерсти, местные крестьяне ограбили «выморочный» товар и вместе с тюками принесли на острова чуму. В самом деле, любая попытка взаимодействия с кораблем грозила неизбежной гибелью – в чистом море даже бежать было некуда.
Впрочем, случаи, когда находили суда оставленные экипажем, как раз можно объяснить эпидемией – поняв, что на борту смертельная болезнь, матросы вполне могли бежать с корабля. И десятки, если не сотни лет бесприютные корабли бороздили просторы морей – опустелые или полные ухмыляющихся скелетов.
Письменно зафиксированная история покинутых кораблей начинается с «Октавиуса», английского торгового судна – в 1762 году оно отплыло из Китая, а в 1775 было обнаружено у берегов Гренландии. Мертвый, промороженный насквозь, рулевой стоял у штурвала, ледяные матросы ютились в кубрике, лежали на палубе и стояли, привязанные к мачтам.
Если верить вахтенному журналу, капитан по неизвестной причине решил пройти по Северо-Западному проходу, но с маршрутом не справился. В 1840 году в Карибском море английский патруль обнаружил судно «Розали». На палубе царил страшный беспорядок, валялась разбитая посуда, вещи из матросских сундуков, однако груз остался цел. Единственным живым существом на борту оказалась канарейка.
В 1850 году к вящему ужасу жителей Род-Айленда волны перебросили через рифы и выкинули на берег корабль « Морская птица », на котором не было ни единого человека. Уцелел груз кофе, все навигационные приборы и лоции, последняя запись в бортовом журнале гласила: «Вышли на траверз рифа Брентон» - в нескольких милях от места происшествия. Вернувшиеся с промысла рыбаки рассказали, что еще утром встречали «Птицу» в море и капитан их приветствовал. Самое тщательное расследование, проведенное американской полицией, ничего не дало.
Груженое бараниной судно « Мальборо » в январе 1890 года отплыло из новозеландского порта Литлтон. В 1913 году его встретили английские моряки – на покрытой плесенью и мхом палубе лежало 26 скелетов, судовой журнал сгнил, снасти были изодраны в клочья, и корабль производил настолько ужасающее впечатление, что даже отважные британцы не рискнули взять его на буксир. Причины катастрофы опять же определить не удалось.
В 1894 году в Индийском океане пароходу «Пиккубен» встретился трехмачтовый парусник «Эбби Харт», на его мачте развевался сигнал бедствия. Когда матросы с «Пиккубена» высадились на корабль, они увидели, что все 38 членов экипажа парусника мертвы, на их лицах застыло выражение невероятного ужаса, а капитан судна жив, но абсолютно безумен. Что смогло так напугать команду – опять же осталось неизвестным. Может быть, они встретили настоящий «Летучий Голландец»?
Самый знаменитый «корабль-призрак» - судно «Мария Целеста» - 7 ноября 1872 года вышло из Нью-Йорка в Геную. На борту кроме груза коньячного спирта, семи человек команды и капитана Бенджамина Бриггса, находились его супруга Элизабет, двухлетняя дочь София и кабинетный рояль. Не берите с собою в плаванье бесполезные вещи!
4 декабря капитан Морхауз, по совпадению приятель Бриггса, обнаружил «Марию Целесту» свободно дрейфующей в океане. На корабле не было ни единого человека, капитанская каюта оказалась заколочена досками, пропали шлюпка, секстант и хронометр, компас оказался разрушен, из трюма пропало 9 баррелей коньяка, зато все деньги и драгоценности капитана и его супруги остались в целости и сохранности.
Журналистами и учеными выдвигались самые разные версии исчезновения экипажа, однако истина оказалась такой прозаичной, что ее даже не захотели публиковать. Помощник капитана Хуллок терпеть не мог музыкальные экзерсисы, которым по нескольку часов в день предавалась миссис Бриггс, и неоднократно ссорился из-за нее с капитаном. Однажды из-за неудачного маневра рулевого рояль в каюте сдвинулся с места, покатился к стене и раздавил музыкантшу насмерть.
Разъяренный капитан потребовал тут же повесить виновника на рее, помощник отказался выполнить требования капитана, на корабле стал назревать бунт, матросы запили горькую. Тут подоспел очередной шторм, а когда ветер стих, обнаружилось, что мистер Бриггс исчез с борта «Марии Целесты» - самого его смыло волной или кто из матросов помог – уже не имело значения.
Команду ждал трибунал и с вероятностью виселица. Хуллок спустил шлюпку, посадил в нее двоих матросов и в прямом смысле слова смылся в неизвестном направлении. Оставшиеся члены экипажа, включая кока Пембертона – от него спустя 60 лет журналист М. Китинг и узнал эту историю – остались ждать судьбы на корабле.
Трое матросов раньше служили под началом капитана Морхауза – и когда им повезло встретиться с бывшим начальником, сумели с ним договориться. За бесхозное судно полагалась награда и капитан всего лишь изменил пару строчек в рапорте, а покаянных матросов отпустил потихоньку. Так родилась легенда…
Самой распространенной версией причины «неопознанной» гибели экипажей ученые называют инфразвук. Даже небольшой шторм на огромном открытом пространстве может генерировать эти волны. При скорости ветра 20 м/сек. мощность инфразвука, отражаемого от поверхности воды, достигает 3 Вт. От частоты 6 гц люди впадают в панику, теряют зрение и сходят с ума, от частоты 7 гц – гибнут от остановки сердца.
Другая причина – отравление рыбой. Смертельно ядовитые рыбки из семейства кифозовых могли случайно оказаться в общем котле, да и обычная макрель или селедка, пролежав денек на солнце способна превратиться в отраву. А токсины рыбы вызывают галлюцинации, бред, приступы бешенства и неизъяснимого ужаса.
Третья причина – в наше время практически неактуальная – острая инфекционная болезнь. У чумы летальный исход может наступить через три часа после начала болезни, у оспы через трое суток, холера при дефиците питьевой воды тоже не подарок.
Четвертая – всевозможные бунты, когда команда сперва убивала капитана, а потом в ужасе от содеянного пыталась бежать от неизбежной кары.
Пятая – пираты. С особенно наглых капитанов под черным флагом вполне могло статься перетопить команду из мести, а груз не тронуть.
Шестая – оптическая иллюзия.
И, наконец, отсутствие экипажа на корабле могло объясняться хитростью владельца судна – вывезя команду и товары на шлюпках и объявив судно и груз безвестно пропавшими, он мог надеяться на хорошую страховую сумму, многократно превышающую стоимость ветхой посудины.
В наше время «летучих голландцев» тоже хватает. В 1956 году к одному из Соломоновых островов прибило волнами подводную лодку, из рубки которой высовывался высушенный солнцем скелет капитана. Что стало с экипажем – одному богу известно.
В 1971 году транспорт «Бэджер Стейт» с грузом авиабомб до несколько месяцев бороздил Тихий Океан пока не взорвался – команда сбежала с корабля после того, как одна из бомб взорвалась, повредила крепления и страшный груз вывалился из контейнеров на палубу.
В 1971 году же был найден обезлюделый португальский грузовоз «Ангош» - на мостике были заметны следы пожара и небольшого взрыва, ни одного из 24 членов команды на борту не оказалось.
Судно «Хай Эм 6» в 2006 году выловили у берегов Австралии – полные трюмы макрели, застланные койки, недоеденный ужин на камбузе – и ни одного из десяти матросов на судне.
…А та история, с которой началась эта статья, имела, как оказалось, вполне реалистичное объяснение. В Голливуде снимали очередной боевик про пиратов и корабль, полный статистов, унесло в открытое море чересчур сильным порывом ветра к вящей радости падких на сенсации журналистов.