Уплотнение центра Москвы, застройка берегов Москвы-реки, бурный рост населения — эти и другие тренды развития Московской агломерации были обозначены на Московском урбанистическом форуме, прошедшем в начале июля 2019 года.
Перспективы, прямо скажем, так себе.
Павел Пряников, основатель Telegram-канала Proeconomics, рассказал Новострой-М о своих впечатлениях об услышанном на МУФ-2019.
Зачастую со стороны бывает виднее. На МУФ наиболее откровенно поведал о принципах строительства в Московской агломерации иностранец — руководитель строительной компании «Брусника» Барт Голдхоорн. Он отметил, что если в Европе девелопер подстраивается под планы муниципалитетов, то в России — наоборот.
Читайте также: Названы районы Москвы, превращающиеся в гетто
В Европе город может отказать в застройке, если нет или не запланировано транспортной инфраструктуры и рабочих мест. А в России сперва строятся многоэтажные кварталы, а потом муниципалитет задумывается — а где там воткнуть транспорт и рабочие места.
За рубежом строят «долго, сложно и дорого», в нашей стране — «быстро, просто и дешево».
В таких условиях трудно говорить о качественной жилой среде. Просто, дешево и без инфраструктуры — кто-то еще удивляется, что именно так появляются районы-гетто в Москве?..
Кстати, на МФУ-2019 часто звучало слово «агломерация». Участники строительного рынка и чиновники стали понимать, что Москва и ближнее Подмосковье — это единый организм. И он требует согласованного планирования.
Читайте также: Гетто-районы Москвы - причины появления «человейников» и маргинализации локаций
Но вот именно этого симбиоза между столицей и областью — нет. По программе нацпроектов по строительству застройка Подмосковья должна вырасти в 2 раза.
То есть с нынешних 7-8 млн кв. м в год до 15 млн кв. м в год.
А транспортная инфраструктура при этом будет весьма отставать от темпов роста жилищного строительства — особенно это касается именно Подмосковья.
С дорогами в агломерации вообще печально. Статистика вещь суровая, а она показывает, что обеспеченность автодорогами по показателю «километров на 1000 населения» в Московской агломерации составляет 2. Хуже только в Махачкале. Для сравнения: в Казанской агломерации этот показатель равен 3,8, в Ярославле — 8.
Это как раз то, о чем говорил Голдхоорн — в чистом поле растут огромные жилые массивы, а потом власти Москвы и области начинают думать о том, как провести туда дороги и общественный транспорт.
А еще массовая жилая застройка — не только транспортные, но и социальные проблемы. В последнее время население в Московской агломерации растет примерно на 300 тыс. человек в год.
Читайте также: Трагедия в Путилково как пример того, что происходит в районах-гетто, которыми прирастает Москва
Это тоже не способствует росту качества жилой среды, даже несмотря на большие объемы строительства.
Просто цифры: на одного жителя Москвы приходится в среднем 22,7 кв. м жилья, тогда как средний показатель по России — 24,9 кв. м.
Дальше — больше. Как вам уплотнение центра столицы? Москва — один из мировых лидеров по перенаселенности, но плотность населения по районам разная. В Бибирево и Зюзино, например, она высокая, а в центре — пониже.
Некоторые архитекторы заявляют, что внутри Садового кольца вполне могут проживать 2 млн человек. Сейчас там живут около 500 тыс. Еще 1,5 млн — куда??? А просто — строить высотки по 40-50 этажей, а то и выше.
Уплотнение грозит и берегам Москвы-реки. Судя по слайдам, которые показал главный архитектор столицы, на них появится не меньше 100 высотных жилых домов.
Вскоре правительство Москвы должно представить проект появления водного пассажирского транспорта. Правда, река не менее 4 месяцев в году находится подо льдом, но это ничего. Зато много нового жилья.
Вдогонку ко всему этому эксперты предрекли удешевление вторички в Москве. Всё просто: постоянный вброс новых квартир при падении доходов приводит как раз к удешевлению жилья на вторичном рынке из-за избытка спроса. Вероятно, оно будет и дальше дешеветь.
Читайте также: Страна Московия - как столица пухнет от гетто-районов и убивает Россию
Петр Шкуматов, координатор движения «Синие Ведерки», на своей странице в фейсбуке назвал указанные цифры «ужасными».
Он пишет:
«120 млн кв. м жилья, разрешения на строительство которых выданы только в Подмосковье, это крах всей Московской агломерации. Просто потому, что в этих 120 млн кв. м человейников будут жить более 6 млн человек».
С учетом, что сама Москва подрастет еще примерно на 1,5-2 млн человек, Шкуматов называет складывающуюся ситуацию техногенной катастрофой.
От таких прогнозов действительно можно впасть в панику и пессимизм. Но пока жилищный рынок планируют девелоперы, а не администрации регионов Московской агломерации, другого вряд ли приходится ждать.