Найти в Дзене

Смысл жизни. Почему мы его ищем и зачем.

Оглавление

Пока одни люди томятся вопросами из серии «в чем смысл моего существования», «в чем мое предназначение», другие заняты какими-то бытовыми задачами, им просто не до этих глобальных размышлений.

С точки зрения первых — завязшие в обыденных заботах люди просто ничего не понимают в духовности, с точки зрения вторых — любые абстрактные вопросы из серии поиска смысла жизни просто блажь от безделья.

Давайте разберемся, где тут правда и почему некоторые люди мучаются вопросами смысла жизни, а некоторые — нет.

Часть 1. Мы — это отражение того, как нас восприняли другие люди

В ходе формирования собственного «я» мозг младенца жадно впитывает любую информацию о себе. И все, что он узнает о себе — это набор ожиданий от его поведения со стороны других людей.

Сначала он узнает это от родителей, затем от друзей, затем из школы и книг, написанных также другими людьми. Все, от политического строя и религии, до семейных запретов и личных угрызений совести — это набор ожиданий от поведения со стороны других людей.

Сначала мозг узнает, что «я» — это мальчик или девочка с таким-то названием (именем). Затем он узнает, что эта девочка хорошая или плохая в том-то и том-то, что ей надо вести себя так-то, потому что это хорошо или соответствует ожиданиям других людей.

«Мы» как личность существуем исключительно как отражение чужих мнений о нас самих. Это самая основа, если хотите, суть нашего «я».

Далее мозг начинает развиваться в сложной социальной стае, воспринимать информацию, принимать решение и следовать своим базовым инстинктам исключительно через призму этого «я», исключительно в среде других людей:

  • Мозг удовлетворяет свой иерархический инстинкт, побуждая «нас» быть в чем-то значимей других.
  • Мозг удовлетворяет свой сексуальный инстинкт, побуждая «нас» выглядеть более привлекательным для других.

Ключевая фраза здесь на самом деле — «для других», «на фоне других»

Мы как представители биологического вида имеем значимость только в стае. Если бы мы жили по-одиночке, то такое существование потеряло бы свою биологическую привлекательность.

Как показал результат длительного Гарвардского исследования развития взрослых людей (1938 — по настоящий день), единственное, что на самом деле имеет значение в жизни, — отношения с другими людьми. И даже перед смертью последнее, что мы прокручиваем в голове, это лица наших близких.

Часть 2. Где живет любитель все объяснять

Я уже писал о том, что мозг и сознание — совершенно разные вещи. Мозг принимает решение в обход сознания (то есть неосознанно), а сознание зачастую просто оправдывает эти решения. В этом ему помогает левое полушарие мозга.

Мозг в целом принимает решение исходя из соображений эффективности — как получить желаемый эффект при минимальных затратах. А левое полушарие создает красивое объяснение почему выбранное решение мозга единственно правильное. А затем выдает это решение нашему сознанию.

Например, человек может испытывать дискомфорт в отношениях, но мозг не спешит тратить энергию на решение данной ситуации — ведь развод вызовет кучу задач, которы надо будет решать. Переезд, раздел имущества, поиск новой работы и много чего еще, о чем мозг не представляет, и что вызывает тревогу неопределенности. Поэтому с точки зрения мозга самым эффективным решением будет продолжать эти отношения.

Теперь эту позицию надо как-то представить перед внутренним «я», чтобы не вызвать при этом токсичного чувства вины за собственное бездействие (то есть социально приемлемое объяснение, которое может вызвать одобрение других людей).

Тут-то и включается левое полушарие мозга, оно быстренько находит удовлетворительное объяснение — дискомфорт вызван плохим поведением супруга/супруги, («я» при этом ни при чем), но вторую половинку нельзя бросить, ибо «она без меня пропадет». Зачастую такого объяснения достаточно, чтобы избежать затрат энергии на реальные действия и при этом не вызвать чувство вины за бездействие.

Но бывает так, что простых объяснений не находится, и тогда левое полушарие мозга начинает снова и снова возвращаться к объяснению собственного бездействия. И вот тут-то и возникает длительный процесс поиска смысла.

Часть 3. Смысл жизни

Как я писал выше — мы очень социальные существа. В условиях социальной депревации наш мозг начинает страдать. Даже наше собственное «я» — это застывшее в мозгу отражение того, как нас в детстве оценивали другие люди.

Биологически и эволюционно мы «заточены» на существовании в социуме себе подобных. Это то, что представляет наибольшую значимость для нас как представителей вида homo sapiens.

Если мы востребованы другими людьми (нужны близким, знакомым, коллегам на работе, то есть мы ощущаем эту нужность, и сами нуждаемся в других), то наши базовые инстинкты удовлетворяются в социуме.

Если же у нас сложности в плане социализации (мы чувствуем собственную ненужность), то возникает глубокое чувство нереализованности.

Когда я говорю о нереализованности, я имею в виду самую глубинную первородную энергию мозга — психическую энергию подкорковой структуры, наши биологические инстинкты.

Согласитесь, сложно восхищать других (удовлетворять половой инстинкт), или ощущать свое лидерство и «нужность для стаи» (удовлетворять иерархический инстинкт), если вы никому особо не нужны и не интересны.

Итак ощущение нереализованности — это производная от чувства собственной ненужности другим людям.

Понятно, что для того, чтобы стать нужным реальным людям, построить социальную сеть (семья, близкие друзья, стать нужным коллегам на работе), надо самому затратить кучу сил — научиться подстраиваться под людей, понимать их реальные нужды, слышать их, изменить свое обычное шаблонное поведение.

В общем — это работа с собственной системой ценностей, большая трудозатратная перестройка нейронов головного мозга.

Мозг это понимает и принимает решение оставаться там где есть (а какое-никакое общение все же существует — наше общество подарило нам соцсети и возможность общения на тематических форумах с виртуальными единомышленниками, и хотя все это лишь общение с цифровыми аватарами, это все же лучше, чем полная изоляция).

Итак, мозг принял решение не предпринимать попыток изменить себя, наладить отношения с близкими или построить новые значимые отношения — так проще, так экономней по затратам.

Теперь дело за малым — надо обосновать это решение перед лицом собственного «я». Тут и включается левое полушарие и начинает искать хоть какое-то разумное и понятное объяснение тому, откуда берется это чувство нереализованности. Но не находит.

И тогда возникает эффект незакрытого гештальта — левое полушарие снова и снова возвращается к объяснению чувства собственной нереализованности, снова не находит никакого удовлетворительного объяснения. И процесс повторяется.

В итоге человек начинает искать себя и объяснение смысла своего существования — читать книги. загружать в себя новую информацию на эту тему. Сам процесс поиска может стать защитой от внутренней пустоты, от ощущения собственной ненужности.

В это же время те, у кого есть семья, друзья, или коллеги по работе, просто занимается простыми житейскими задачами — продолжает делать что-то, что нужно другим и вполне реализуются в этом.

Конечно, левое полушарие тех, кто социально нереализован объясняет такую обычную жизнь других людей «бездуховностью», «заземленностью» и прочими клише.

Но простая правда заключается в том, что у тех, кто полноценно ощущает свою нужность другим людям и сам нуждается в других, вряд ли возникнет идея о том, чтобы остановиться и задуматься о смысле своего существования. И многие психологи вполне открыто заявляют об этом.

Те же, кто постоянно ищут «себя», «свой путь», «смысл жизни» просто включают защитный механизм, чтобы хоть как-то объяснить собственное бездействие в социальной реализации (нежелание менять что-то в семье, в кругу друзей, в отношениях с коллегами на работе и т.д.).

Таким образом, поиск смысла жизни — это своеобразный защитный механизм в условиях недостатка социализации.

Читайте новые статьи о психологии и мозге простыми словами в моем блоге https://meta-psy.ru/blog/