Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Мэри Поппинс и пропаганда тунеядства

В малоприятной, однако, неплохо сделанной кинокартине «Мэри Поппинс, до свидания» присутствует один заметный персонаж, на которого мало обращают внимание при анализе фильма. Это — родственник миссис Бэнкс, Роберт Робертсон, коему ретивая няня выдала прозвище «Мистер Эй». Чем занят этот не юный (актёру Лембиту Ульфсаку в тот момент было под 40) и здоровый господин? Он живёт в палатке, играет на гитаре, поёт, а когда в доме появляется миссис Эндрю, принимается с ней бороться при помощи плакатиков и воплей.

Он нигде не значится, торчит с утра до вечера на территории дома, бренчит. Пока его родственники что-то делают.
Он нигде не значится, торчит с утра до вечера на территории дома, бренчит. Пока его родственники что-то делают.

Он нигде не значится, торчит с утра до вечера на территории дома, бренчит. Пока его родственники что-то делают. Интересно то, что советские авторы показали нам хиппи и тунеядца — очень симпатичным. Приятным. Даже очаровательным. Мистер Эй даже спел красивую песню, ставшую практически сразу хитом - «Полгода плохая погода». Её пели потом не только по радио, но и во дворе, и в пионерском лагере, подбирая аккорды. То есть асоциальный человек в детской постановке изображён, как сугубо положительный герой. Он — нормален.

Обычно тунеядцев рисовали убогими и — одноклеточными, а мистер Эй - напротив, романтик и философ.
Обычно тунеядцев рисовали убогими и — одноклеточными, а мистер Эй - напротив, романтик и философ.

Ненормальна - миссис Эндрю с её «орднунгом». Неслучайно её играет мужчина и она — комична. Мистер Эй — лиричен. Обычно тунеядцев рисовали убогими и — одноклеточными, ибо человек, ведущий паразитический образы бытия, не может рассчитывать на снисхождение трудового социума. Типичный пример тунеядца-при-гитаре — это эпизодический герой Савелия Крамарова в детской ленте «Тайна железной двери». Вот там всё но стандарту — нигде не работающий парень, да ещё и гитарист-кривляка, нам явлен смешным и придурковатым.

Милая детскость и - забавность.
Милая детскость и - забавность.

В двухсерийной версии о Мэри Поппинс дурой выглядит та, которая чересчур обожала порядок. Что считывают дети, принимающие за чистую монету всё, что им выдаёт телеящик? Именно это — тунеядец и бездельник может быть хорошим и «своим». Да, конечно, мне могут возразить: это же Англия, их нравы и так далее. А не в этом дело. Не работающего, живущего не пойми как индивидуума, всегда осуждали — в том числе на Западе. Нам казалось, что всяких хиппи в Америке сильно привечают. Не так. Их там гоняли не меньше, считая паразитами и, что интересно, «агентами левых сил», то есть коммунистов.

Тунеядец показан, как самый симпатичный персонаж ленты.
Тунеядец показан, как самый симпатичный персонаж ленты.

Таким образом, их не выносили везде. За одно и то же — за безучастность к труду. Однако накануне перестройки в СССР началось странное брожение — многие неприглядные с общечеловеческой и тем паче - советской точки зрения вещи стали «подсовываться» в качестве варианта нормы. Больше того, оно делалось с милой симпатией по отношению к субъектам. Раньше было «добро» и «зло» - теперь появились «разные формы» добра. Но сразу вывалить на обозрение советского представителя дольче-виты было невозможно. Показали иностранца — под видом «типичного английского чудака»...

Zina Korzina (c)

Статья по теме: Мэри-Перестройка и ветер перемен.