В малоприятной, однако, неплохо сделанной кинокартине «Мэри Поппинс, до свидания» присутствует один заметный персонаж, на которого мало обращают внимание при анализе фильма. Это — родственник миссис Бэнкс, Роберт Робертсон, коему ретивая няня выдала прозвище «Мистер Эй». Чем занят этот не юный (актёру Лембиту Ульфсаку в тот момент было под 40) и здоровый господин? Он живёт в палатке, играет на гитаре, поёт, а когда в доме появляется миссис Эндрю, принимается с ней бороться при помощи плакатиков и воплей.
Он нигде не значится, торчит с утра до вечера на территории дома, бренчит. Пока его родственники что-то делают. Интересно то, что советские авторы показали нам хиппи и тунеядца — очень симпатичным. Приятным. Даже очаровательным. Мистер Эй даже спел красивую песню, ставшую практически сразу хитом - «Полгода плохая погода». Её пели потом не только по радио, но и во дворе, и в пионерском лагере, подбирая аккорды. То есть асоциальный человек в детской постановке изображён, как сугубо положительный герой. Он — нормален.
Ненормальна - миссис Эндрю с её «орднунгом». Неслучайно её играет мужчина и она — комична. Мистер Эй — лиричен. Обычно тунеядцев рисовали убогими и — одноклеточными, ибо человек, ведущий паразитический образы бытия, не может рассчитывать на снисхождение трудового социума. Типичный пример тунеядца-при-гитаре — это эпизодический герой Савелия Крамарова в детской ленте «Тайна железной двери». Вот там всё но стандарту — нигде не работающий парень, да ещё и гитарист-кривляка, нам явлен смешным и придурковатым.
В двухсерийной версии о Мэри Поппинс дурой выглядит та, которая чересчур обожала порядок. Что считывают дети, принимающие за чистую монету всё, что им выдаёт телеящик? Именно это — тунеядец и бездельник может быть хорошим и «своим». Да, конечно, мне могут возразить: это же Англия, их нравы и так далее. А не в этом дело. Не работающего, живущего не пойми как индивидуума, всегда осуждали — в том числе на Западе. Нам казалось, что всяких хиппи в Америке сильно привечают. Не так. Их там гоняли не меньше, считая паразитами и, что интересно, «агентами левых сил», то есть коммунистов.
Таким образом, их не выносили везде. За одно и то же — за безучастность к труду. Однако накануне перестройки в СССР началось странное брожение — многие неприглядные с общечеловеческой и тем паче - советской точки зрения вещи стали «подсовываться» в качестве варианта нормы. Больше того, оно делалось с милой симпатией по отношению к субъектам. Раньше было «добро» и «зло» - теперь появились «разные формы» добра. Но сразу вывалить на обозрение советского представителя дольче-виты было невозможно. Показали иностранца — под видом «типичного английского чудака»...
Zina Korzina (c)