Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ведет мировую статистику аварийности и смертности на дорогах, измеряя ее количеством людей погибших в ДТП на 100,000 населения за год. Например, в Великобритании за год гибнет в среднем 4 человека на 100,000 населения. В США этот показатель более высокий – 11 человек на 100,000. По мировым меркам Россия не входит в число стран с самой высокой аварийностью и низкой дорожной культурой. Однако, коэффициент смертности довольно высокий – 18,9 человек на 100,000 населения ежегодно. Это сопоставимо с Китаем, Таджикистаном и Арменией.
По мнению экспертов в области безопасности дорожного движения, культуру поведения на дорогах необходимо повышать, объясняя людям, что требования ПДД – это не просто формальность. Правила нужно соблюдать, ведь от этого зависят человеческие жизни.
Сегодня дорожная культура в России находится на недостаточно высоком уровне.
Пользователи рунета неоднократно отмечали, что давно пора навести порядок в культуре поведения, как водителей, так и пешеходов на дороге. Сделать это необходимо путем введения новых пунктов в правилах дорожного движения и больших штрафов. Среди примеров, звучащих в подобных призывах, зачастую, приводят Сингапур, власти которого, смогли в коротки сроки воспитать население, введя жесткую систему штрафов.
Громкая музыка, доносящаяся из автомобилей ночью, смартфоны в руках водителей, выбегающие в неположенном месте на дорогу пешеходы, привычка выбрасывать мусор из окна машины на проезжую часть – все эти примеры лишь капля в море бескультурья, в котором следовало бы навести порядок.
Как показывает практика, введение штрафов в размере 1-5 тысяч рублей, не становится мотивацией в изменении поведения на дороге. Поэтому некоторые из них, определенно, должны ощутимо «бить по карману» нарушителя. К примеру, за остановку на пешеходном переходе, использование телефона во время вождения, непропуск пешехода – штрафы можно было бы увеличить до 10-50 тысяч рублей.
Помимо всего прочего в социальных сетях довольно часто встречаются обсуждения необходимости введения запрета на передвижение по городу машин и мотоциклов без глушителей.
Однако, вместо того, чтобы навести порядок в культуре поведения на дороге, решая реальную проблему, в России предпочитают заниматься не самым логичным законотворчеством.
Так, с 1 мая вступил в силу новый ГОСТ, разрешающий ставить уменьшенные дорожные знаки. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день действующие правила дорожного движения нуждаются в куда более значительных реформах, чем изменение размера знаков.
Что реально стоило бы поменять в правилах и где ужесточить наказания? С этим вопросом редакция Куратор 24 обратилась к специалистам.
Аблёзгова Олеся Викторовна кандидат юридических наук Соучредитель Правового агентства «РЕАКЦИЯ» отмечает, что правила дорожного движения в России, безусловно, нуждаются в реформировании. Однако, при их корректировке, в первую очередь, следует опираться на достижения прогресса и учитывать появление новых видов транспорта:
«С точки зрения практикующего юриста, большей актуальностью в настоящее время является не реформирование существующих норм на дороге, а создание системы неотвратимости наказания за нарушение уже имеющихся норм. Несмотря на массовое недовольство российских водителей планомерным усилением ответственности за деяния на дороге, нельзя не отметить, что до настоящего времени система наказаний за нарушения ПДД в нашей стране одна из самых либеральных среди развитых стран. И дело даже не в размерах штрафов, которые иногда сравнивают журналисты. Безусловно, математическое сравнение таких цифр не является корректным, когда речь идет о странах с разным уровнем дохода населения.
Но можно проводить иные аналогии. У нас человек садится «за решетку» только в том случае, если он кого то убил или серьезно покалечил. Все, что происходит на дороге без участия скорой помощи, у нас не считается общественно опасным поведением. Можно играть в шашечки, устраивать гонки, возить людей на крыше, ездить без полиса, завешивать окна шторками, тебе практически ничего не будет. Небольшой штраф выпишут — и то, если поймают, а с учетом сокращения числа сотрудников ГИБДД, вероятность быть пойманным практически стремится к нулю».
Специалист отметила, что совсем недавно была введена норма об уголовной ответственности за повторное управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Но даже к нововведению есть большие вопросы.
«Наказание в виде лишения свободы назначается в качестве исключительного. По общему правилу, человеку назначают штраф и отпускают с миром. И так может продолжаться до бесконечности. СМИ регулярно сообщают нам о водителях, у которых «вдруг» обнаружилось пару десятков, а то и сотня неоплаченных штрафов. Система взыскания административных штрафов по-прежнему работает крайне не эффективно. Фактически асоциальному лицу, которое нигде не работает, ездит без прав, без страхового полиса, возможно, в состоянии алкогольного опьянения — на наши дороги выезжать абсолютно безопасно. Максимум, что ему могут сделать — это выписать очередной штраф, который служба судебных приставов «спишет» через год за невозможностью исполнения. Поэтому, в настоящее время более в пересмотре нуждаются не столько ПДД, сколько система наказания за их нарушение, а также система взыскания административных штрафов», — подвела итог юрист.
Морев Сергей Николаевич, владелец картинг клуба, руководитель комитета по картингу Тамбовской автомобильной федерации считает, что вносить в ПДД такие малозначительные поправки, как изменение размера дорожных знаков, по меньшей мере, бессмысленно. Даже знаки прежнего размера иногда можно случайно не заметить, а после их уменьшения, подобная вероятность возрастет в несколько раз.
«Одна из самых важных проблем, на мой взгляд, это необходимость ужесточить наказание за вождение в нетрезвом виде. Даже если раз водитель попался пьяным за рулем, следует лишать прав на всю жизнь, а если второй раз попался, то давать реальный срок.
Также нужно убрать частных предпринимателей с радарами, это сильно компрометирует госструктуру. Да, люди снижают скорость, но каждый раз видят этих предпринимателей и только озлобливаются на государство».