Найти тему
1520. Все о путешествиях

Довоенная надпись МЕТРО и таинственное граффити. Тайны «Чистых прудов»

Станция «Чистые пруды» была открыта в числе самых первых московских, а соответственно и советских станций метрополитена. Здесь на платформе лежал асфальт, а в годы войны работал Генштаб. Сейчас тут можно найти еще довоенную надпись «МЕТРО», а также таинственные стихи и граффити, нанесенные на здании вестибюля. Этот текст – о прошлом и настоящем одной из старейших станций метро Москвы.

Станция метро «Чистые пруды» была открыта в 1935 году в составе первого участка московского метрополитена от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением до «Смоленской». Тогда названия «Чистые пруды» на схеме метро не было. Станция называлась «Кировская», это название просуществовало до 1990 года.

Самая первая схема Московского метрополитена
Самая первая схема Московского метрополитена

Когда метро строили, проектное название «Кировской» было – Мясницкие ворота. Однако в последний момент все переиграли. Уже к моменту открытия станции Мясницкая улица, на которой построили вестибюль, получила имя С.М. Кирова. А улица, в свою очередь, такое название получила лишь потому, что по ней в декабре 1934 года везли гроб с убитым членом политбюро.

Вход в метро в те годы выглядел так. Согласитесь, отличий немного, если сравнивать с первой фотографией в моем тексте.

Вестибюль станции метро «Кировская» в 1935 году.
Вестибюль станции метро «Кировская» в 1935 году.

Все пишут, что «Чистые пруды» – одна из немногих станций, где сохранилась такая вот советская надпись МЕТРО, еще довоенная. Буду благодарен тем читателям, кто подскажет в комментариях, где еще остались такие же. Правда, с другой стороны, такая надпись, увы, утрачена.

Фото 1935 года.
Фото 1935 года.
Фото 2019 года.
Фото 2019 года.

Но не спешите, сравнивая две фотографии, опубликованные выше, ужасаться нынешнему виду вестибюля. По-настоящему отвратительно он выглядел в 1990-2000-е годы.

-6

Со сноса торговых павильонов рядом с метро «Чистые пруды» власти Москвы в 2016 году начали борьбу с так называемым самостроем. Владельцы лавок, правда, утверждали, что все документы о том, что здания построены законно (а как же еще, если это самый центр Москвы?), у них есть. Но это не помогло. Ночь, когда ликвидировали магазины у «Чистых прудов» назвали «ночью длинных ковшей».

Снос павильонов у метро «Чистые пруды». Фото Ильи Варламова.
Снос павильонов у метро «Чистые пруды». Фото Ильи Варламова.

Зато теперь вид вестибюля и прилегающих территорий стал похож на исторический.

-8

Кстати, на вестибюле есть памятная табличка, которая рассказывает об основных вехах в истории станции.

-9

Рядом с памятной табличкой я обнаружил странную надпись, которую раньше никогда не видел. Фото было сделано 12 июля 2019 года. Если эта надпись там находится все время, то поправьте меня.

-10

Это стихотворение, как я понял, порывшись в Сети, посвящено Юрию Волкову, 23-летнему парню, сотруднику ВГТРК, убитому здесь в ночь на 10 июля 2010 года. По подозрению в совершении преступления были арестованы выходцы из Чечни. Из-за того, что Волков был близок к «спартаковским» фанатским группам, преступление приобрело большой резонанс, а ультраправые радикалы стали активно спекулировать на нем. Волков в определенной среде был героизирован.

Я предполагаю, что надпись появилась в связи с очередной годовщиной гибели молодого человека.

Кстати, изначально на этих боковые стенах должны были разместиться барельефы на тему метростроительства. Но «что-то пошло не так» и их не сделали.

Кроме самодельной надписи на стене вестибюля в этот раз на себя обратил внимание какой-то московский фестиваль растений. Небольшая площадка перед входом в метро уставлена различными деревьями и травами в горшках. Приятно видеть зелень среди каменных джунглей.

-11

И еще пара слов об архитектуре вестибюля. Изначально подобные «кубические» павильоны были не только на «Чистых прудах», но и на некоторых других станциях московского метро («Комсомольская» и «Смоленская»), однако до наших дней они не сохранились.

Старый вестибюль станции «Комсомольская».
Старый вестибюль станции «Комсомольская».

Войти и выйти из вестибюля можно с двух сторон. Сегодня внутри по углам расположены три банкомата ВТБ и театральная касса.

Утраты есть и здесь. Это светильники, продолжавшие тему круглых окон. Теперь вместо них скучные люминисцентные лампы.

-14

Продолжение – здесь. Во второй части мы посмотрим на утраченный потолок эскалаторного зала, увидим, как выглядела станция метро в годы войны, когда тут размещался Генштаб, а также поймем, что изменилось с открытием пересадок на другие линии метро.