Найти тему
Московские истории

Мытная улица: "Мы объедались этим жареным луком, накладывая его на черный хлеб и варёную картошку"

Продажа газировки на Кузнецком мосту, 1941 г. Фото Маргарет Бук-Уайт.
Продажа газировки на Кузнецком мосту, 1941 г. Фото Маргарет Бук-Уайт.

Бытовыми зарисовками из жизни московской девочки 40-х годов прошлого века поделилась читательница канала "Московские истории" Ирина Федорченко. (Часть 3-я)

В туалете нашей квартиры на стенках сделаны полки, на них уложены мешки с картошкой. Мама ездит в окрестные деревни, обменивает там на нее одежду или какие-то другие вещи. Это основная еда того времени. С тех пор я не люблю картошку – почти её не ем, разве что драники. В туалете, как, впрочем, и везде живут тараканы и мыши. По всей квартире стоят мышеловки, которые с диким стуком захлопываются, когда попадается очередная жертва.

Однажды дедушка принес царский подарок – целую пол-литровую банку топленого масла. На том масле бабушка поджарила много-много репчатого лука. Мы объедались этим жареным луком, накладывая его на черный хлеб и варёную картошку. Казалось, что на свете не может быть ничего вкуснее. Этот праздник чревоугодия  вызвал у меня на всю оставшуюся жизнь стойкую аллергию к топленому маслу – даже от одного его сладковатого запаха меня тошнит.

Другим яством военного времени была жареная манная каша. Сначала манку обжаривали на малюсеньком огне, помешивая на сковородке без перерыва до золотистого цвета, а потом очень осторожно засыпали её в кипящую подсоленную воду, тоже беспрестанно помешивая. Она начинала булькать и скоро была готова.

Я и бабушка
Я и бабушка

Дедушка занимал какой-то большой пост. Он был строителем, директором строительного треста и занимался восстановлением разрушенной Москвы. У него была своя машина с шофёром – трофейная БМВ – и мы на ней ездили кататься по Москве или за город. У него часто были командировки. Например, его строительная организация проводила газопровод, по которому в Москву поступал газ из Саратова. Вот туда он часто ездил. Он всегда делал мне подарки – детские книги, как правило, а когда я стала постарше, то грампластинки.

Иногда мы ходили с дедушкой гулять по Мытной и переулкам, и тогда он баловал меня, покупая газировку или мороженое. Газировка продавалась прямо на улицах. Стояла тележка и прямо при тебе в стакан наливали газированную воду за три копейки, а если с сиропом, то за 5 копеек. Стаканы были стеклянные. Их переворачивали дном кверху и ставили на специальный поднос, с которого била фонтанчиком струя воды – так их мыли.

На Пушкинской площади, 1934. Автор М. Прехнер.
На Пушкинской площади, 1934. Автор М. Прехнер.

Мороженое возили в специальных баках с сухим льдом, шарик обкладывали с двух сторон вафлями. Вафли можно было держать двумя пальцами и вылизывать мороженое, проложенное между ними.

Сегодня мороженое продают в таких ретролотках. Фото Ирины Федорченко.
Сегодня мороженое продают в таких ретролотках. Фото Ирины Федорченко.

Врачи не вылезают из нашей квартиры из-за моей болезненности. Из их советов можно составить медицинский справочник. Папа решает лечить меня сам и отводит в секцию тенниса на стадион «Буревестник». Мне восемь лет и очень там нравится. Я стараюсь не пропускать тренировки. Теннисом я занималась до девятого класса, до 16 лет, а потом начались «любови».

Начало: "В другом подъезде, с лифтом, жил настоящий принц - из "Золушки", "Часто снился сон про карлика - круглого, гладкого, белого, как комок теста". Продолжение: "Кукла моя не победила на конкурсе, потому что я была "из интеллигентных", "Все государственные служащие работали по ночам", "Если задрать голову, то кажется, что дом падает", Путешествия начинались с Мытной улицы

Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru