Найти тему

Анджуман (1986): традиционная индийская вышивка чиканкари

  Женщины одного из кварталов Лакхнау из поколения в поколение занимаются вышивкой на продажу. Неграмотность и бесправность привели к тому, что мастерицы чиканкари оказались практически закабаленными в рабство ловкими дельцами–посредниками.

Выросшая Анджуман не намерена мириться со сложившейся ситуацией и призывает женщин начать борьбу за свои права и достойную оплату труда.

-2
-3
-4
-5

  Существует несколько легенд о происхождении традиционной вышивки чиканкари. Но самая популярная связана с именем Нурджахан, супруги могольского императора Джахангира: она мастерски вышивала цветочные мотивы так полюбившиеся еще на исторической родине, в Персии. Существует так же версия, что свое вдохновение она черпала в турецких вышивках. Но как бы то ни было, техника вышивки Нурджахан довольно быстро приобрела популярность при могольском дворе и долгое время была под высочайшим императорским протекторатом.

К слову, аналогичным образом родилась техника английской вышивки blackwork; будучи привезенной с континента испанской принцессой Екатериной Арагонской, она быстро приобрела популярность и выработала свой уникальный стиль.

  Индийская вышивка чиканкари подразумевает узоры белыми нитями чаще всего на такой же белой и очень тонкой ткани, например, на муслине. Сейчас вышивают и на шелковом или синтетическом шифоне, жоржете и других тонких тканях. Она больше всего подходит для украшения верхней одежды, но в наши дни чиканкари используется при оформлении занавесок, наволочек, скатертей, постельного белья.

-6

   На ткани, вышитой чиканкари, могут красоваться лотос, жасмин, манго, розы, или оригинально переплетающиеся цветочные стебли. И, хотя изначально эта вышивка была придворным искусством, сегодня она является живой традицией и предметом коммерческой деятельности. Лакхнау является центром индустрии чиканкари.
   В
вышивке используются разнообразные виды швов и стежков. Наиболее характерный –  бакхия (bakhiya) – выполняется с изнаночной стороны швом "восьмерка". На лицевой стороне изделия образуется контур в виде строчки, а нити "восьмерки" просвечивают через тонкую ткань, образуя в готовом изделии красивую "тень". Технически представляет собой сплошной шов "козлик", то есть все перекрещивающиеся стежки соединяются друг с другом.

-7
-8

О другой традиционной индийской вышивке зардози можно прочитать в статье "Джодха и Акбар: история великой любви (2013). Богатство индийской вышивки зардози в эпоху расцвета".

Создание статьи занимает некоторое время, оценить её после прочтения - всего лишь один клик. Не стесняйтесь!

И не переключайте ваши каналы. Вас ждет еще много интересного рукоделия, запечатленного на больших и малых экранах.