Найти в Дзене
Историческое оружиеведение

ЕВРОПЕЙСКАЯ САБЛЯ в XIII - XVIII веках. Часть III. Фехтование.

Иллюстрация из трактата Хундта (1611 год).
Иллюстрация из трактата Хундта (1611 год).

Мы продолжаем рассказ о развитии европейской сабли в XIII - XVIII веках. Первую статью можно прочитать здесь, вторую статью - здесь.

Сабельное фехтование в Европе началось из фехтования мессерами, которое появилось довольно рано: приемы применения этого типа оружия в схватке были описаны Хансом Тальхофером в 1467 году в отдельном разделе. При этом, сохраняя очевидную связь с техникой фехтования мечом, этот раздел содержит и уникальные приемы. Однако первые краткие замечания о лангесмессере можно встретить уже в кодексе Дёбрингера (Codex Döbringer), датируемом концом XIV века. А в кодексе Данцига (Codex Danzig), датируемом 1452 годом, можно найти описание использования лангесмессера в конном бою. В 1482 году появляется специальное исследование, посвященное фехтованию с ножами «Искусство фехтования на мессерах» (Kunst des Messerfechtens), написанное Йоханносом Лекюхнером. В дальнейшем искусство фехтования с лангесмессерами включалось в целый ряд фехтбухов. При этом, если судить по иллюстрациям, в эту группу входило весьма разнообразное по форме и конструкции оружие.

Формы лангесмессеров из фехтбухов с 1450 по 1540 гг.
Формы лангесмессеров из фехтбухов с 1450 по 1540 гг.

Самостоятельное звучание сабельное фехтование в Европе приобрело гораздо позже. Вплоть до конца XVIII века в многочисленных методических пособиях по фехтованию сабля включалась как сравнительно небольшой раздел. При этом чаще рассматривалось даже не фехтование саблей, а фехтование против сабли, которую держал, как правило, турок. В целом этот подход вполне точно отражал не только место сабли в длинноклинковом оружии Европы, но и тот факт, что сабля была в основном оружием ее врагов. Эту традицию можно увидеть в отдельном трактате Луиса Пачеко де Нарваэса «Противостояние турецкой сабле (alfanje)», написанном в самом начале XVII века. В нем же отразилось и основное различие в восточной и западной традициях фехтования: в первой преобладал удар, во второй – укол. Автор отмечает, что турки не используют уколов, поскольку их сабля недостаточно длинна и слишком изогнута, и всегда выполняют один прием – рубящий удар сверху с высоко поднятой руки, образующей с саблей тупой угол – действуя только вторым намерением.

Иллюстрация из трактата Нарваэса (начало XVII века).
Иллюстрация из трактата Нарваэса (начало XVII века).

Любопытно, что если Нарваэс описывая бой против турецкой сабли, использует для ее обозначения термин «альфанга» (alfanje), то в немецком трактате «Новая книга по искусству фехтования рапирой» (Ein new Künstliches Fechtbuch im Rappier) Михаэля Хундта, изданном в 1611 году, в двух разделах, касающихся боя с рапирой против противника с саблей, используется уже термин «себел» («sebel»), что является одним из весьма ранних упоминаний этого термина. Следует напомнить, что «себел» использовался и в трактате Хайнриха фон Гунтерродта «Борьба с оружием и без» («Sciomachia et hoplomachia»), написанном в 1579 году. В качестве противодействия сабле Хундт предлагал простой и эффективный укол в поднятую руку с оружием.

Иллюстрация из трактата Хундта (1611 год).
Иллюстрация из трактата Хундта (1611 год).

Факультативный подход к рассмотрению специфики фехтования саблей сохранен и в трактате Анджело, опубликованном в 1787 году. Он содержит две небольшие главы «Обзор использования широкого меча (broadsword)» и «Объяснение защиты с шпагой (small sword) против широкого меча». При этом в качестве «широкого меча» представлено оружие с изогнутым клинком, которое, однако, уже держит человек, одетый в характерную форму венгерских гусар. Автор кратко, но достаточно емко описывает возможности сабли, указывая, что «у широкого меча есть четыре основных удара в его фехтовании; которые направляются в голову, запястье, в живот и подколенное сухожилие. Некоторые выполняют свои удары от движениями плеча, локтя или запястья; они держат прямую руку и постоянно направляют острие своих клинков навстречу своему противнику». В качестве основного способа противодействия широкому мечу с шпагой в руке Анджело предлагал, сохранять дистанцию и, не выставляя вперед ни руки с оружием, ни оружия, ни правой ноги, парировать возможный удар противника с внутренней стороны поднятой вверх левой рукой, на которую предварительно следовало намотать верхнюю одежду.

Иллюстрация из трактата Анджело (1787 год).
Иллюстрация из трактата Анджело (1787 год).

Возможности сабли учитывались и без выделения ее в особый раздел. Так, например, в брошюре Т. Пейджа «Использование широкого меча», датируемой 1746 годом, указано, что она основана на опыте, выведенном из использования скимитара (scymitar), еще одного европейского названия восточной сабли. При этом автор пишет, что сабля, изобретенная на Востоке и являющаяся там основным оружием, стала более эффективной формой меча, одинаково удобной и для нападения, и для обороны и имеющей все качества, которые можно ожидать от рубящего оружия, поскольку любая часть тела врага может быть ею ранена и одновременно любая часть вашего тела защищена. В отличие от Нарваэса Пейдж описывает три удара, которые использовали «сарацины, турки и персы», один с коня и два – в пешем бою. Первый выполнялся на полном скаку сбоку назад, отрубая голову противнику, если тот не успевал защититься, двумя другими атаковали голову и руку. От первого удара защищал клинок, поставленный вертикально перед собой, голова защищалась саблей, расположенной горизонтально и впереди над головой, рука – саблей, направленной острием на правый висок противника, а рукоять располагалась на уровне его левой груди.

Однако в некоторых пособиях по искусству фехтования сабля рассматривалась уже практически наравне с шпагой, хотя и в существенно меньшем объеме. Так, например, трактат Хуана Николаса Перината, изданный в 1758 году, назывался «Искусство фехтования шпагой и саблей» (Art d escrimir florete y sable). При этом традиция описания боя против оружия другого типа сохранилась, хотя и полярно изменилась: в нем есть отдельный раздел по особенностям фехтования против прямоклинкового оружия «Против острия или сабля против шпаги (espadin)».

Иллюстрация из трактата Перината (1758 год).
Иллюстрация из трактата Перината (1758 год).

Специализированные методические пособия по фехтованию именно саблей появляются в Европе только в конце XVIII века. При этом традиция кратко описывать специфику боя против прямоклинкового оружия сохранилась, как например, разделы «Фехтование против шпаги (small sword)» и «Фехтование против эспадрона» в методическом пособии Ч. Роуворта «Искусство защиты в пешем порядке с палашом и саблей». Любопытно, что рекомендации Роуворта по стойке против противника с шпагой совпадают с описанием стойки саблиста у Анджело: «Сражаясь с палашом (broadsword) против шпаги, вашей главной целью должно стать, если это возможно, выведение из строя вооруженной руки вашего противника. Держите корпус откинутым назад, и, отпрыгивая в момент его атаки, чтобы уйти от его укола, старайтесь выполнить удар по его руке. Старайтесь не делать широких движений и не наносить сильных ударов, закрывайтесь, направив острие своего клинка в лицо противника».

Подводя краткий итог, можно сказать, что, начав развиваться из фехтования лангесмессером в конце XIV века, только к концу XVIII века фехтование саблей оформилось в самостоятельный раздел фехтовального искусства, который содержал достаточно большой диапазон уникальных приемов и техник.

В четвертой части статьи мы расскажем о характерных особенностях европейской сабли, сформировавшихся к концу XVIII века, и ее месте в оружейном комплексе армий Европы. Подписывайтесь на канал "Историческое оружиеведение", следите за публикациями, ставьте лайки, комментируйте, задавайте вопросы!