Противостояние командующих Ватутина и Манштейна.
Описывая это противоборство, стоит сразу сказать, что в нём сошлись далеко не равные противники. Полководческий класс Эриха Манштейна был несоизмеримо выше, чем у русского генерала. И этому есть объективные объяснения.
Манштейн вырос в семье, где всё было пропитано духом военной службы, которой отдали жизнь многие поколения его предков. Он с детства не представлял себе другой карьеры. Его профессиональное мастерство начало коваться ещё в Первую мировую войну. Уже, будучи в высоких званиях, Манштейн принял активное участие в создании вермахта.
Николай Ватутин был выходцем из крестьянской среды. Если бы не печально памятные события октября 1917 года, он бы наверняка продолжил дело своих предков. Вместо этого, он прошёл всю гражданскую войну и продолжил военную карьеру.
Первая встреча противников состоялась летом 1941 года. Отчасти, во временных неудачах моторизованного корпуса, которым командовал Манштейн, виновен именно Ватутин. Он тогда очень неплохо показал себя в должности начальника штаба Северо-Западного фронта.
Второй раз они столкнулись ранней весной 1943-го года. Ватутин, которому всегда была свойственна излишняя торопливость и горячность, чересчур увлёкся преследованием отступающих войск противника. За это он получил жестокий урок от Манштейна. Воронежский фронт с большими потерями был отброшен от Харькова.
Но главная битва командующих состоялась на Курской дуге, в разгар лета 1943-го года. К тому времени противники неплохо изучили психологические особенности друг друга.
Манштейн разработал продуманный план, опирающийся на известную горячность противника. Он хотел заманить войска Ватутина на Запад и подставить их под жёсткий фланговый удар с Севера. Практически идеальному плану смогло помешать только личное вмешательство Сталина, который категорически запретил Ватутину преждевременное наступление.
По итогам битвы, Николай Ватутин, располагая несоизмеримо большим количеством сил и техники, оказался победителем.