Найти в Дзене
Архитектура

Открытие Александровской колонны: месть по-русски

Оглавление

Сценарий открытия памятника Александру I воспроизводил события 1814 года в оккупированном Париже

Богослужение и парад войск 30 августа 1834 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге напомнил об историческом молебне русских в день Православной Пасхи 29 марта (10 апреля) 1814 года в Париже, когда Александр I был там "с ответным визитом"(русская шутка)...

Император России желал отомстить Бонапарту за вред и страдания, принесённые стране и народу. Но месть его была чрезвычайно тонка и великодушна.

Русские в покорённом Париже в 1814 году

Как вели себя французские войска в Москве, всем известно из романа Л.Н.Толстого "Война и мир". В соборах Кремля устраивали конюшни, возле иконостасов расстреливали мирных жителей, Новодевичий монастырь при отступлении французов чудом спасла одна из монахинь, сумев добраться до подожжённого запала и потушить его.

Въезд императора Александра I с союзниками в Париж 1814 г. Хромолитография. По акварельным рисункам художника А.Д. Кившенко. Источник: https://pravoslavie.ru/70178.html
Въезд императора Александра I с союзниками в Париж 1814 г. Хромолитография. По акварельным рисункам художника А.Д. Кившенко. Источник: https://pravoslavie.ru/70178.html

Но русское воинство во главе с императором не разграбило и не сожгло столицу Франции по обычаю европейцев, оно поступило совершенно иначе. Армия собралась на площади Согласия ( Place de la Concorde), чтобы воздать благодарность Господу за эту победу.

Акт об отречении Наполеона пришёл к Александру на Страстной неделе, соблюдавшему строгий пост и в еде, и в чувствах, не позволяя ненависти к поверженному врагу проявиться хотя бы в чём-либо.

А.Ю. Сегень в главе 6 книги "Московский златоуст (Филарет Московский)" ссылается на французского историка Тьера:

"Победить великодушием этот народ — вот к чему он 〚Александр〛 стремился в ту минуту более всего."
Русская армия входит в Париж в 1814 году. By Unknown - http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101702/170222.b.jpg?0.64294786863029, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=315890
Русская армия входит в Париж в 1814 году. By Unknown - http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101702/170222.b.jpg?0.64294786863029, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=315890

Он отпустил на волю всех пленных, незамедлительно пресекал всякие беспорядки и расправы над бонапартистами. Даже его знакомство с Вандомской колонной, которая в будущем станет одним из прототипов Александровской, подтверждало слова Тьера.

Вандомская колонна в Париже со статуей Наполеона на вершине. Источник: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/arhstili/ampir
Вандомская колонна в Париже со статуей Наполеона на вершине. Источник: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/arhstili/ampir

Этот памятник воздвигнут в честь победы под Аустерлицем и украшен литьём из русских пушек и статуей Первого Консула. Местные жители решили скинуть фигуру Наполеона и уже набросили верёвки. Но солдаты семёновского полка, посланные Александром, "предотвратили сей, как теперь бы сказали, «акт вандализма». Когда же царь увидел Вандомскую колонну, он усмехнулся: "Если б меня поставили столь высоко, то и у меня бы голова закружилась!" (А.Ю. Сегень, гл. 6, "Московский Златоуст (Филарет Московский) ")

Богослужение на Православную Пасху в Париже 1814 года

10 апреля 1814 года на площади Согласия собралась толпа народа. Выстроились войска. На помост поднялся русский император Александр I в сопровождении православных священников.

Александр I. By George Dawe - Белый Городъ, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=18205148
Александр I. By George Dawe - Белый Городъ, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=18205148

Пехотинцы обнажили головы и встали на колени. Кавалеристы опустили вниз свои сабли. Священники в золотых ризах начали торжественное богослужение. Зазвучали древние византийские мелодии и славянское пение. Эффект от красоты службы и благочестия русских был настолько велик, что французы, прониклись величием момента.

«Все замолкло, все внимало! – вспоминал потом Александр. – Торжественная это была минута для моего сердца; умилителен и страшен был для меня момент этот. Вот, думал я, по неисповедимой воле Провидения, из холодной отчизны Севера привел я православное мое русское воинство для того, чтобы в земле иноплеменников, столь недавно еще нагло наступавших в Россию, в их знаменитой столице, на том самом месте, где пала царственная жертва от буйства народного, принести совокупную, очистительную и вместе торжественную молитву Господу». (А.Ю. Сегень, гл. 6, "Московский златоуст (Филарет Московский)" )

Было забавно смотреть, как французские маршалы и генералы "теснились возле русского православного креста и друг друга толкали, чтобы иметь возможность к нему приложиться", - писал фельдмаршалу графу Н.И.Салтыкову Александр.

Открытие Александровской колонны: история победы

Торжественное мероприятие по случаю открытия памятника Николай I начал с богослужения под открытым небом. Очевидец церемонии В.А.Жуковский с глубоким душевным волнением описывал, как император, смиренно стоящий на коленях у подножия гранитного колосса перед многотысячным войском, молился о брате.

"Всё говорило о его земной славе: и монумент, носящий его имя, и коленопреклонённая русская армия, и народ, посреди которого он жил..." В.А.Жуковский в "Послании Александру".

Парящий ангел непричастно взирающий сверху красноречиво противопоставлял скоропреходящее житейское пышное величие величественности смерти, мрачной, но неизменной.

Торжественное освящение Александровской колонны на Дворцовой площади в Петербурге 30 августа 1834 года. Фр. худ. Ладюрнер А.И. холст, масло 301 х 485 
Русский музей. Картина написана по желанию императора Николая I.
Торжественное освящение Александровской колонны на Дворцовой площади в Петербурге 30 августа 1834 года. Фр. худ. Ладюрнер А.И. холст, масло 301 х 485 Русский музей. Картина написана по желанию императора Николая I.

Затем на площади был проведён военный парад. В нём участвовали полки, отличившиеся в Отечественной войне 1812 года.

…никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трём пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рождённые, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска…
Два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище… Вечером долго по улицам освещённого города бродили шумные толпы, наконец освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс один со своим часовым (Из воспоминаний поэта Василия Андреевича Жуковского)

Данная церемония завершила работы по архитектурному оформлению Дворцовой площади. Кроме государя и войска на ней присутствовали царское семейство, дипломатический корпус и представители прусской армии.

Худ. В.С. Садовников - Вид Дворцовой площади и здания Главного штаба в Санкт-Петербурге. Около 1847 г., акварель, Эрмитаж
Худ. В.С. Садовников - Вид Дворцовой площади и здания Главного штаба в Санкт-Петербурге. Около 1847 г., акварель, Эрмитаж

В газете "Северная пчела" от 3 сентября 1834 года также сохранилось описание этого события, подтверждение которому можно увидеть на картине Ладюрнера: "Над главными воротами Зимнего дворца построен великолепно украшенный балкон со сходами по обеим сторонам на площади... Вдоль всех зданий Дворцовой площади сделаны были в несколько ярусов амфитеатры для зрителей. Народ толпился на Адмиралтейском бульваре; все окна окрест лежащих домов были усеяны жаждущими насладиться сим единственным зрелищем... Улицы, ведущие к Дворцовой площади, Адмиралтейству и Сенату, были сплошь запружены публикой, привлечённой новизной столь необычайного зрелища, толпа возросла вскоре до таких пределов, что кони и люди смешались в одно целое. Дома были заполнены до самых крыш. Не осталось свободным ни одного окна, ни одного выступа, так велик был интерес к памятнику. Полукруглое здание Генерального штаба, уподоблявшееся в этот день амфитеатрам древнего Рима, вместило более 10 000 человек...". (Источник: http://virtualrm.spb.ru/ru/node/23625?o=3895)

Свои впечатления Жуковский резюмировал словами: «И действительно, то, что мы видели в этот чудный день, было не одно торжество кратковременное, но все наше минувшее, вдруг перед нами повторенное».

Месть состоялась?

Когда в 1825 году во Францию пришло известие о кончине императора Александра, виноградари окрестностей Эпернэ и Вертю (в Шампании) говорили графине Шуазель-Гуфье, урожденной графине Тизенгаузен: «Какое несчастье! Он ведь спас Францию. Он, сударыня, был настолько же мил, насколько добр». (https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talberg/otechestvennaja-byl-yubilejnyj-sbornik/#sel=511:68,511:71;508:1,508:39)

Архитектор и строитель лучшего в мире монумента в честь Александра I - француз Монферран.

Художник - автор картины Торжественное освящение Александровской колонны на Дворцовой площади в Петербурге 30 августа 1834 года, написанной по заказу Николая I, - француз Ладюрнер.

Читайте на канале Архитектура:
Александровская колонна: почему ангел держит католический крест
Тайны Александровской колонны
Александровская колонна: секрет красоты

Пишите комментарии.
Ставьте палец вверх.
Делитесь статьёй в социальных сетях.
Подписывайтесь на канал Архитектура.