В феврале 1964 года в британской прессе, никогда не жаловавшей ни царскую, ни, тем более Советскую Россию, вышла поразительная статья. Известный обозреватель и фотоэксперт Джо Бакстон, взявший для тестирования новые советские фотокамеры, не жалел хвалебных эпитетов. Вывод для того времени звучал и вовсе сенсационно - "Русская продукция сделана аккуратно, очень удобная, исключительно хорошо сконструирована".
Бакстону потом ещё долго поминали "грязные кремлевские деньги". Даже тогда, когда по всей Англии заработали свыше трёх тысяч магазинов и отдельных витрин, где красовались камеры из небольшого подмосковного Красногорска. Чопорная Британия оказалась одним из главных иностранных потребителей советской марки "Зенит".
Читайте ещё:
Удивительно то, что ещё за два десятилетия до памятной публикации, в маленьком и уютном Красногорске о фотоаппаратах лишь мечтали. Усилия завода в те годы были сконцентрированы на фронтовых заказах, да и сам он возник совсем недавно и почти на пустом месте. Яркую историю восхождения "Зенита" мы и хотим вам сегодня рассказать.
Красногорский завод имени Зверева. Ныне входит в холдинг Швабе, корпорации Ростех. Специализация – оптические системы для армии, космонавтики и медицины, и бытовые оптические приборы. Образован в феврале 1942 года, на площадях эвакуированного в Новосибирск Павшинского завода точной механики.
Первым образцом фотопродукции завода стало - ружьё. Правда, на основе оптики. Этот прибор с оружейным прикладом верно служил корректировщикам, картографам, топографам и представителям прочих высокоточных армейских специальностей. И это было начало!
Читайте также:
Подорожница против ВУДУ. Славянские обрядовые и игровые куколки.
Как только закончилась война, созданное конструкторское бюро завода с большим успехом начало работу над линейкой бытовой оптики: проекционными аппаратами, увеличителями и фотокамерами. К тому времени здесь собрался уникальный конструкторский состав. Лучшие оптики и инженеры Харькова, Ленинграда и Киева, оказавшиеся в эвакуации, обосновались на тихой московской окраине.
Плодом коллективных усилий стал первый красногорский фотоаппарат "Москва-1", созданный на основе трофейной цейсовской камеры "Конта". Забавно, что Москва, с её элегантным ретродизайном, считается далеко не самой изящной красногорской камерой.
Экстерьер на тот момент был не так важен. На этой площадке завод разрабатывал технологии. Собственные затворы, крепления для оптики и конечно же сами объективы. Со временем они так же стали флагманской продукцией предприятия, имевшей миллионные тиражи.
Последовавшая за линейкой "Москвы" новая серия «Зоркий» вывела Красногорск на принципиально иной качественный уровень. Камеру любили все, от маститых тассовских корреспондентов, до серьезных фотохудожников. В ней уже угадывалась настоящая здешняя порода. Узнаваемый минималистичный дизайн и предельный функционал в каждой детали. Зоркий-10 стал одним из первых успешных экспортных товаров СССР в области бытовой оптики. Именно этой серии и посвятил статью восторженный британский эксперт.
У Зоркого было ещё одно важное предназначение. На его базе сконструировали первую серию фотоаппаратов Зенит. Самую успешную экспортную марку Красногорского завода, а может и всего Советского Союза, в области любительской техники. Их делали, с небольшими модификациями, почти полвека. До сих пор эти камеры можно встретить в самых разных уголках планеты, на аукционах и развалах.
Редко какое изделие советской промышленности пользовалось одинаковым спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынке. "Зенит" стал таковым - без широких рекламных кампаний и маркетологических уловок. Этим в Союзе заниматься просто не умели, иначе успех Зенита мог стать ещё более глобальным.
Это было редкое, даже по меркам крупных оптических корпораций, попадание в цель. Для начала, Зенит стал самым массовым зеркальным фотоаппаратом 20 века. И самым популярным. Большую роль играла очень приемлемая цена, но без хорошего функционала бестселлерами не становятся.
Рекордсменом серии стал Зенит-Е, выпущенный в совершенно невероятном количестве экземпляров. Более восьми миллионов! Таких тиражей для небольших зеркальных камер история ещё не знала. Это был чистый мировой рекорд. В СССР конца семидесятых, такая машинка, с набором оптики и в экспортном исполнении стоила сто десять рублей. В обычной комплектации, в зависимости от объектива, от шестидесяти, до ста.
Зенит выбрался из безвестности и сугубо внутреннего пользования благодаря совокупности характеристик и убедительной вилке "цена-качество". И подтверждением тому - масса медалей и дипломов и буквально ажиотажный спрос. Собрат Зенита - Е, камера марки ЕМ, дважды становилась аппаратом года в своей категории, по версии популярных фотожурналов. В той же Англии, к примеру, аппарат продавали и в оригинальном виде, и в люксовом исполнении, с собственными модификациями. Цены варьировались от 45 до 140 британских фунтов, в зависимости от сборки и оптики. На родине лучшей в мире оптики Зенит продавался не хуже. Как в западной, так и в Восточной части. Комплект из камеры и трех фирменных зенитовских объективов стоил 450 марок. За это прощались и отдельные огрехи механики и даже ухудшающееся качество сборки. А были ещё Зенит-4, Зенит-5 и очень популярная в кругу любителей малоформатная кинокамера "Кварц-3". Всего за годы производства продали более 13 миллионов экземпляров Зенита! Из них более трети - за пределами Советского Союза. Недорогая и функциональная камера покорила сердца любителей и образовала стойкий клуб поклонников.
Из интервью Андрея Варфоломеева, заместителя генерального директора Красногорского завода им. Зверева по гражданской продукции:
Многие из нас помнят времена, когда в фирменных магазинах стояли очереди по два, по три дня. Но к сожалению, в начале 90тых выпуск фотоаппаратов был минимальный и в какой-то момент мы потеряли компетенцию в области создания новых фотоаппаратов.
Зенит, ничем не уступавший основным конкурентам, стал жертвой большой геополитики и обрушения советской индустрии. Завод сосредоточился на военных заказах.
Репутация оптических фирм, способных создавать бестселлеры в области фототехники, обычно складывалась многие десятилетия. Красногорский завод стал здесь счастливым исключением. За относительно короткое время местным конструкторам и оптикам удалось запустить в массовую серию не только самый продаваемый фотоаппарат в истории, но и целую линейку продукции, ставшую по-настоящему культовой для многих отечественных и иностранных любителей. Жаль что взлёт этот оказался лишь эпизодом и Зениту вновь приходится начинать все с самого начала.
Читайте ещё:
Фотоохота на тигра. На УАЗ-452 по заповедным местам южного Сихотэ-Алиня.