Найти тему
Евгений Ужегов

Кто не рискует, тот...

Рисковать — это значит прыгнуть с обрыва, расправляя крылья в полете.  
— Рей Брэдбери, американский писатель-фантаст 



Самое дорогое в бизнесе. Это ни стены и оборудование. Самое дорогое – это идея, фишка, ноу-хау. И люди, способные довести эту идею до совершенства. 

А кто в бизнесе отвечает за идею. Правильно! Это собственник бизнеса. Он и только он. 

Он - владелец, держатель, Отец родной идеи. Массу эпитетов тут можно подобрать, и все они, в какой - то мере подойдут. 

Почему я так считаю? Разве у наёмных менеджеров не может быть идей? Конечно, могут! Моя теза нисколько это не опровергает, скорее наоборот. Дело всё в том, что обдуманные шаги, тщательный расчёт, риск-анализ – всё это не про предпринимателей. Ни одна замечательная идея нашего времени ни рождалась через аналитический метод. 

Риск, вот что отличает мышление предпринимателя. И, как правило, чем выше риск, тем выше шансы занять нишу, в который ты, какое то время, будешь один. И время это, самое «золотое» с точки зрения дохода. 

Так вот, те, кто способен и идёт на риск, те предприниматели. Но предпринимателям нужны те, кто могут всё хорошо организовать. И тут, на передний план выходят менеджеры, организаторы. И, в рамках этого процесса, они тоже фонтанируют идеями, и многие из них, отлично их реализуют. 

Ни сказал ничего нового, скажете вы, и будете правы. Вот только почему тогда сплошь и рядом возникает подмена понятий. 

Недавнее время, в моей практике, богато на такие кейсы. К примеру, такое: рутинный процесс бюджета, в переговорной комнате, два ключевых топа и два собственника. Обсуждают бюджет. 

Что - то не так с результатом. Результат в районе нуля. Собственники нервничают. 

Звучат такие вопросы: «Для чего мы строим вам новые корпуса? Что вы там будете производить? В каком направлении нам развиваться?...» И так далее и в том же духе. 

Собственники, выйдя из операционного управления, вышли и из процесса генерации новых, и, надо сказать, рискованных идей. Наёмный менеджмент строит правильную и чёткую систему управления, организует процессы, управляют людьми. А идея осталась бесхозной… 

И в итоге, возникает красивая организация. Чёткие и описанные бизнес процессы. Система сбалансированных показателей бизнеса, построена и работает. Персонал получает SMART задачи. 

А бизнес показывает «0». Что в итоге? Менеджмент сработал плохо? Всех уволить и нанять новых, звёзд. И круг, через пару лет придёт вновь в ту же точку. И так до минусового результата. 

Как разорвать круг? Просто. Собственник, даже выйдя из операционного управления, должен остаться в роли ангела хранителя своих идей и создателя новых идей и направлений в бизнесе. Он должен по-прежнему идти на риск. Особенно сейчас, когда время жизни продукта критично мало. Сейчас, основной бизнес, очень быстро утрачивает энергию первого толчка. И, даже будучи правильно настроен и описан, может легко сработать в минус. 

Менеджменту (я топов имею в виду, если вы поняли), нужно понимать свою роль. Правильно её продавать на рынке труда. Не пытаться подписаться под чудесный результат и продать себя как «волшебную таблетку». Результат будет плачевный. Как говорил, один мой бывший босс: «ты испытаешь не продуктивные муки». 

Боритесь с искушением. С искушением стать в позицию «только инвестор», и с искушением стать «волшебной таблеткой». 

Правда, к сожалению, в том, что сказать себе такую правду может не каждый. Хотя…это уже совсем другая история.
Рисковать — это значит прыгнуть с обрыва, расправляя крылья в полете. — Рей Брэдбери, американский писатель-фантаст Самое дорогое в бизнесе. Это ни стены и оборудование. Самое дорогое – это идея, фишка, ноу-хау. И люди, способные довести эту идею до совершенства. А кто в бизнесе отвечает за идею. Правильно! Это собственник бизнеса. Он и только он. Он - владелец, держатель, Отец родной идеи. Массу эпитетов тут можно подобрать, и все они, в какой - то мере подойдут. Почему я так считаю? Разве у наёмных менеджеров не может быть идей? Конечно, могут! Моя теза нисколько это не опровергает, скорее наоборот. Дело всё в том, что обдуманные шаги, тщательный расчёт, риск-анализ – всё это не про предпринимателей. Ни одна замечательная идея нашего времени ни рождалась через аналитический метод. Риск, вот что отличает мышление предпринимателя. И, как правило, чем выше риск, тем выше шансы занять нишу, в который ты, какое то время, будешь один. И время это, самое «золотое» с точки зрения дохода. Так вот, те, кто способен и идёт на риск, те предприниматели. Но предпринимателям нужны те, кто могут всё хорошо организовать. И тут, на передний план выходят менеджеры, организаторы. И, в рамках этого процесса, они тоже фонтанируют идеями, и многие из них, отлично их реализуют. Ни сказал ничего нового, скажете вы, и будете правы. Вот только почему тогда сплошь и рядом возникает подмена понятий. Недавнее время, в моей практике, богато на такие кейсы. К примеру, такое: рутинный процесс бюджета, в переговорной комнате, два ключевых топа и два собственника. Обсуждают бюджет. Что - то не так с результатом. Результат в районе нуля. Собственники нервничают. Звучат такие вопросы: «Для чего мы строим вам новые корпуса? Что вы там будете производить? В каком направлении нам развиваться?...» И так далее и в том же духе. Собственники, выйдя из операционного управления, вышли и из процесса генерации новых, и, надо сказать, рискованных идей. Наёмный менеджмент строит правильную и чёткую систему управления, организует процессы, управляют людьми. А идея осталась бесхозной… И в итоге, возникает красивая организация. Чёткие и описанные бизнес процессы. Система сбалансированных показателей бизнеса, построена и работает. Персонал получает SMART задачи. А бизнес показывает «0». Что в итоге? Менеджмент сработал плохо? Всех уволить и нанять новых, звёзд. И круг, через пару лет придёт вновь в ту же точку. И так до минусового результата. Как разорвать круг? Просто. Собственник, даже выйдя из операционного управления, должен остаться в роли ангела хранителя своих идей и создателя новых идей и направлений в бизнесе. Он должен по-прежнему идти на риск. Особенно сейчас, когда время жизни продукта критично мало. Сейчас, основной бизнес, очень быстро утрачивает энергию первого толчка. И, даже будучи правильно настроен и описан, может легко сработать в минус. Менеджменту (я топов имею в виду, если вы поняли), нужно понимать свою роль. Правильно её продавать на рынке труда. Не пытаться подписаться под чудесный результат и продать себя как «волшебную таблетку». Результат будет плачевный. Как говорил, один мой бывший босс: «ты испытаешь не продуктивные муки». Боритесь с искушением. С искушением стать в позицию «только инвестор», и с искушением стать «волшебной таблеткой». Правда, к сожалению, в том, что сказать себе такую правду может не каждый. Хотя…это уже совсем другая история.